В. Г. Савельев

Проект «Социум как адаптационная система»                                                  

 

 


Уважаемая редакция сайта СПС!

 

 

Письмо – реакция на интервью в «Итогах» Б.Е. Немцова. Это тезисы, в развернутом виде текст занял бы слишком много места.

Мои взгляды наверняка разойдется с теми представлениями и настроениями, а также общим направлением действий по реанимации правых сил, которые преобладают в вашей среде. Но может быть, вы обратите внимание на другую точку зрения? Это было бы так либерально и демократично!

 

1. Либералы на политическом поле не просто нужны, они необходимы, просто обязаны быть. Для современной России нет ничего более естественного. И раз СПС провалился, то это – свидетельство потери им своего лица.

 

2. Есть финансовые, организационные, имиджевые стороны партийного существования и успеха. В наших условиях существенной является проблема отношений с существующей властью. Эти вещи, безусловно, должны учитываться. Однако решающее значение имеет идеология, именно она выступает в качестве генерального интегратора партийной жизни.

 

2. Либералы – не демократы, это две разные идеологии. Время недифференцированного или слабо дифференцированного либерально-демократического движения в России прошло в начале 90-х гг. Распад этого лагеря обусловлен не только, и не столько, амбициями лидеров, сколько логикой общественного развития, уточнением представлений и позиций. Пытаться вернуть время назад – занятие бессмысленное. 90-х годов уже не будет никогда.

 

3. Объединение либералов и демократов (в данном случае - СПС и «Яблока»), даже если оно произойдет, не даст серьезного эффекта. Такое объединение не позволит создать сколько-нибудь серьезную политическую силу.

 

4. Потенциал либерализма в современной России гораздо выше, чем кажется. Это связано с формулировками. Если считать, что либерализм – это: идеологические свободы, политические свободы, свободы выбора деятельности и места жительства, свобода самостоятельного выстраивания своей жизни, свобода от общественного контроля и диктата, то мы все – либералы (а это было не всегда). То есть фактически каждая общественная группа имеет свой либеральный лозунг. Просто следует учитывать разницу между людьми и их интересами. Не стоит, например, заставлять радоваться свободе слова людей, которые словом не владеют, слов не понимают, но зато крайне заинтересованы в возможности свободно искать работу и заработок. Они тоже либералы, стихийные, политически не ангажированные сторонники либерализма в общественном устройстве.

 

5. Демократизм как общественные порядок – это ограничение свободы. Хоть и в интересах большинства. Или даже не большинства, а, как в современных развитых политкорректных странах, в интересах всех возможных групп. Все равно это ограничение свободы. Потому что одним из следствий свободы является неравномерное развитие, контраст успеха одних и неуспеха других, жестокая борьба за лучшее место под солнцем.

Демократизм – это реакция на гримасы либерализма. Именно поэтому либерализму и демократизму не по пути. Или, точнее, им по пути до тех пор, пока они пытаются уйти от другой общественной практики – этатизма, которая представляет собой торжество интересов коллектива над интересами личности, достигаемый через абсолютный примат власти, через властное регулирование всех или большинства сторон общественной и личной жизни.

 

6. В нашей стране этатизм,  безусловно, доминировал последние полтора века. В более общем плане – даже последние шестьсот лет. То есть в обществе и элитах имеется громадная этатистская инерция. Поскольку демократизм выступает за вмешательство в стихийные общественные процессы, хоть и в интересах людей, в том числе их малых групп, постольку он, в общественном сознании, мало чем отличается от этатизма. Не даром ведь «Яблоко» иногда смыкается в своих инициативах с КПРФ, например. Хотя КПРФ отстаивает интересы этатизма, а «Яблоко» - демократизма.

Только узкая группа способна твердо различать демократизм и этатизм, в общественно-политической практике отличия осознаются слабо. Именно поэтому благо народа, под которым часто имеются в виду интересы простых людей, преследуется этатистскими методами, в результате чего не получается ни блага народа, ни блага частных граждан, ни даже пользы государству как гражданскому союзу.

 

7. Глобальная задача либералов – служить водоразделом между этатизмом и демократизмом. Частная задача – отстаивать либеральные ценности и либеральный порядок общественно-государственного устройства в современных условиях России.

Сегодня доминирующей в России идеологией является либерализм. Но этот либерализм ищет свое воплощение в условиях длительной исторической традиции этатизма, несвободы. Отсюда – крайности. С одной стороны, представление о свободе как о воле. С другой – желание многих нырнуть в привычный мир властной опеки, тем более, если она рядится в демократические одежды (что делали даже большевики, которые были выразителями именно этатизма). Но население в целом не определяет политику и вектор развития, а идет за ними с некоторым запозданием. Поэтому, кстати, нужно с большой осторожностью относиться к  социологическим замерам.

 

8. Период усиления и авторитаризации власти заканчивается. И в связи с этим крайне желательно возвращение СПС или какой-либо другой либеральной силы на политическую арену. Именно либеральной, не демократической.

Время демократов настанет нескоро. Демократы должны будут заменить этатистский вектор развития в паре этатизм - либерализм. В результате этого мы сможем перейти к западному типу политического развития, к западному либерально-демократическому обществу, к чередованию у власти либералов (Республиканская партия в США, тори в Англии, ХДС-ХСС в Германии и т.д.) и демократов (Демократическая партия в США, лейбористы в Англии, социал-демократические партии). Но это – дело отдаленного будущего. А пока на повестке дня - возвращение либералов. Будет это СПС, или отложившееся правое крыло этатистской «Единой России», или какой-либо другой проект – мы скоро увидим.

У СПС есть реальный шанс. Для этого нужно только занять твердую либеральную позицию, уточненную для различных слоев населения. Это – прежде всего.

 

9. Существует и другой вариант. СПС объединяется с «Яблоком», формируется объединенное демократически ориентированное движение с вкраплением некоторых либеральных положений. Это движение, даже в случае преодоления 7% барьера, получает незначительное число голосов, сохраняет маргинальное положение в политическом пространстве и не приобретает возможности оказывать влияние на развитие страны.

Либеральное место занимает кто-то другой. Возможно, оно контролируется партией власти – «Единой Россией», в результате чего все либеральные начинания приобретают сильный этатистский душок. А общественно-государственное устройство продолжает формироваться с минимизацией свобод, со всеми вытекающими последствиями.

Если необходимо, готов пояснить высказанные здесь мысли.

С уважением, Валерий Савельев.

11 марта 2006 г.

На главную

 

Другие статьи:

 

Митинги в Москве и России: протест молодых горожан как вызов либерально-демократическому флангу российской политики (8.12.11)

Почему объединенная демократическая партия «Яблоко» снова потерпела поражение на парламентских выборах? (4.12.11)

Политическое пространство России. Почему нельзя голосовать по методу Навального? (2.12.11)

Выборы 2011 года в Государственную Думу: партии на политическом поле России. Как все-таки голосовать? (30.11.11)

Как же все-таки относится к объединенной демократической партии «Яблоко»? (28.11.11)

«Единая Россия» и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России (27.11.11)

О нехорошей истории в красноярской гимназии №3 (18.11.11)

Эх, Яблочко, куда ты… (10.11.11)

Навальный, РосПил и "Русский марш": какой у нас выбор? (8.11.11)

В.В. Путин, Евразийский союз, внешняя политика и прогноз переориентации России на внутреннее развитие (13.10.11)

Почему Россия не может считаться демократической страной (20.09.11)

Несколько слов о марксизме (9.09.11)

Почему СССР не проиграл в «холодной войне» (5.09.11)

О типах торгово-экономических систем и ближайших перспективах России (25.09.11)

О Сталине и сталинизме (22.08.11)

«Клуб 27»: о циклах человеческой жизни и кризисе 27 лет (15,21.08.11)

Почему руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не стоит (20.07.11)

Национальность и национализм (4.08.11)

Михаила Полторанин о СССР в своей книге "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса" (23.07.11)

Приоритетные направления развития науки: программа исследований в области противодействия терроризму (9.07.11)

О книге Марка Солонинина «22 июня: Анатомия катастрофы» и причинах поражений РККА в 1941-1942 гг. (25.06.11)

Весеннее политическое обострение, главные проблемы властно-политического развития и прогноз политического развития (16,22,29.03 11)

Тунис, Египет, Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции? (25.02, 3.03.11)

О возможностях модернизации экономики России (29.11.09)

СССР как военное экспансионистское государство и его цели во второй мировой войне (1.11.09)

«Правое дело». Новая либеральная партия и ситуация на политическом поле (18-25.11.08)

В.В. Путин – председатель «Единой России»:новая конфигурация политического пространства и дальнейшее развитие властно-политической системы (17.04.08)

Либерализм и демократизм в российских условиях, варианты развития (16.03.08)

Выборы 2007 - 2008 гг. и «план Путина», или чем важен 2008 год (10.11.07)

Объединение СПС и «Яблока»: почему оно не состоялось и не состоится никогда! (дополнение 31.10.07, дополнение 22.12.05; 16.04.05)

Объединительная политика СПС и перспективы российского либерализма (письмо в СПС, 11.03.06)

Авторитаризм президента В.В. Путина и развитие властно-политической системы России (13.03.05, 5.03.06)

Перестановки в руководстве: Медведев, Иванов, Собянин и «властная вертикаль», или последний этап централизации (27.11.05)

Прогноз развития России на ближайшую перспективу: власть, экономика, общественное самосознание и идеологическая борьба (6.08.05)

Некоторые проблемы истории России

Современные политические партии России

 

Rambler's Top100