Проект «Социум как адаптационная система» Гостевая книга
Почему
современная Россия не может считаться демократической страной
Среди людей, не связанных с наукой, существует
большая путаница относительно понятий, часто употребляемых социологами,
политологами и просто политиками.
Например, в разных смыслах употребляются такие слова, как демократия,
демократизм, демократ, либерал, социализм и т.п. Поэтому кто-то может совершенно
искренне говорить о том, что в современной России существует демократия. А
кто-то - думать, что в ней нет даже свободы, а либерализм – это не наше, не у
нас и не для нас. Кто-то считает, что власть в России авторитарна, а кто-то
возражает, что власть слишком слаба, для того чтобы иметь сколько-нибудь
серьезный вес. В общем, имеется громадный разброс мнений. Хорошо бы их как-то
упорядочить.
Впрочем, общего понимания нет даже среди ученых.
Таков уж уровень социологии на данный исторический момент. Однако жить,
действовать и как-то понимать окружающий мир надо. Попытаемся навести
понимательный порядок.
Если мы характеризуем устройство власти, лучше не
пользоваться такими терминами, как демократия, либерализм, социализм,
народовластие. Лучше говорить о правлении монархическом и республиканском, о
монархии и республике. А вот если мы берем более широко, пытаясь описать не
просто форму правления, а социальный строй данного государства, нужно говорить
как раз о демократизме, либерализме, национализме или этатизме. Социальный
строй включает в себя всю систему социальных институтов, то есть и власть как
систему органов управления, и политическую систему, как порядок легитимизации
власти, и экономический строй, и характер функционирования других видов
социальной деятельности, таких, как торговая, военная, научная и т.д., и
систему человеческих индивидуальных и групповых статусов.
Национализм, этатизм, либерализм и демократизм – это
идеологии и соответствующие им типы социальных режимов, способов
функционирования социума и людей в нем. Идеологии – это представления о том,
как должно быть устроено общество, и какое место в нем занимает человек. Плюс
программа действий по достижению правильной социальной конституции.
Республика и монархия – это общие типы правления,
властного устройства. Конкретизируются они как республика парламентская
(Германия), или президентская (США), или президентско-парламентская (Франция,
Россия). Но это аспект устройства
центральных органов власти. Есть еще аспект политической устройства, способов
властной легитимизации. И здесь мы должны говорить о выборной системе данного
общества. Выборная система может быть цензовой или всеобщей. Кроме того,
политическая система может быть многопартийной или однопартийной. Но это все – в значительной степени
технические подробности. И вот почему.
Формальные признаки не определяют социальный строй в
целом. Например, общество, в котором существует парламентско-президентская
многопартийная республика на основе всеобщего избирательного права, может быть
как демократическим, так и либеральным. Оно может быть даже этатистским, как
это было в союзных СССР странах народной демократии. Само по себе наличие
демократических институтов в одной из подсистем общественной жизни не делает
общество демократическим. Демократическим оно становится тогда, когда
реализован полный комплекс минимально необходимых демократических установлений.
То есть демократические принципы реализованы как во властно-политической, так и
в деятельностной, и в идеологической социальных подсистемах.
Поэтому республика может быть и националистической
(нацистская Германия), и этатистской (СССР), и либеральной (современная
Россия), и демократической (современные США).
Политическая демократия, конечно, изобретение и
лозунг исторических демократов. Так же как парламентаризм и цензовое избирательное
право – лозунг классических либералов. Однако сегодня ни один либерал развитого
Запада не будет, наверное, выступать за отказ от всеобщего избирательного
права. Но, придя к власти, он предпримет все меры, чтобы ограничить действие
демократических социальных институтов, мешающих свободе, свободной конкуренции
людей и организаций в значимых с точки
зрения данного периода развития социальных подсистемах. А также мешающих власти
свободно и твердо действовать в рамках традиционных властных сфер. Как Рейган,
как Буш, как Маргарет Тэтчер. Тогда как демократ, наоборот, попытается развивать демократические тенденции. Как
Клинтон и Обама.
Происходит это потому, что в любом обществе для
каждого исторического периода существуют две базовые идеологии, в рамках
которых происходи его развитие, в рамках которых усложняются и модифицируются
его институты. Это – непреложный социальный закон.
Современный Запад, такие страны, как США,
Великобритания, Франция, имеют идеологическую пару либерализм-демократизм. До XVIII-XIX вв. пара была другая, в этих странах развитие шло в русле чередования
национализма и этатизма. Россия задержалась в рамках идеологической пары
национализм-этатизм несколько дольше. Либерализм в нашей стране перестал быть
маргинальным течением и начал утверждаться как одна из доминирующих идеологий
только с конца 70-х гг. XX в. То есть мы очень молодая либеральная страна. И
утверждаться либерализму, не только как умственной идеологии, но также как
социальной практике, приходится в борьбе с длительной традицией
националистического и этатистского истолкования смысла и целей социальной
жизни. Сегодня наше идеологическое и социальное существование определяется
балансом этатизма и либерализма. Поэтому, в частности, мы не вполне адекватно
понимаем развитый Запад, его ценности, его мотивы, его стремления и его
установки.
Россия – не демократический социум. Россия – социум,
в котором формальная властно-политическая демократия резко ограниченна
формирующимся либеральным социальным устройством, причем этот процесс
существенно отягощен громадной этатистской традицией.
Но у нас все впереди.
20 сентября 2011 г.
Другие статьи:
Политическое пространство России. Почему нельзя
голосовать по методу Навального? (2.12.11)
Как же все-таки
относится к объединенной демократической партии «Яблоко»? (28.11.11)
«Единая Россия»
и В.В. Путин: новый этап развития властно-политической системы России
(27.11.11)
О нехорошей
истории в красноярской гимназии №3 (18.11.11)
Эх, Яблочко,
куда ты… (10.11.11)
Навальный, РосПил и "Русский
марш": какой у нас выбор? (8.11.11)
Почему Россия не
может считаться демократической страной (20.09.11)
Несколько слов о марксизме (9.09.11)
Почему СССР не проиграл в «холодной
войне» (5.09.11)
О типах
торгово-экономических систем и ближайших перспективах России (25.09.11)
О Сталине и сталинизме (22.08.11)
«Клуб 27»: о
циклах человеческой жизни и кризисе 27 лет (15,21.08.11)
Почему
руководителей августовского путча 1991 г. можно пожалеть, но делать этого не
стоит (20.07.11)
Национальность и
национализм (4.08.11)
Тунис, Египет,
Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции? (25.02, 3.03.11)
О возможностях модернизации
экономики России (29.11.09)
СССР как военное экспансионистское
государство и его цели во второй мировой войне (1.11.09)
«Правое дело». Новая
либеральная партия и ситуация на политическом поле (18-25.11.08)
Либерализм и
демократизм в российских условиях, варианты развития (16.03.08)
Выборы 2007 - 2008 гг. и «план
Путина», или чем важен 2008 год (10.11.07)
Объединительная политика СПС и
перспективы российского либерализма (письмо в СПС, 11.03.06)