В. Г. Савельев                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Блог

Проект «Социум как адаптационная система»                                                                                                                                                                                                                                                                    Гостевая книга

 

О "клубе 27", циклах человеческой жизни и кризисе 27 лет

 

Почему существует «клуб 27-ми»? Почему в 27 лет ушли из жизни такие кумиры, как Роберт Джонсон, Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн? Сейчас вот Эми Уайнхауз. Наша рок-сцена тоже имеет такие потери, можно вспомнить Игоря Чумычкина из «Алисы» и Александра Башлачева. Ответ не будет сильно сложным. Но и не может быть совсем уж простым.  Потребуется некоторое внимание. Попробуем разобраться.

 

Человеческая жизнь циклична. Наверное, потому, что циклична жизнь природы, частью которой человек является. Земля крутится вокруг солнца и вокруг своей оси, день сменяет ночь, год меняется за годом, протекая каждый раз в одних и тех же границах. Внутри года есть четыре времени года. Заметьте, четыре, а не три и не пять. Календарь может быть разным у разных народов, разным признается количество месяцев в году и дней в месяце, но времен года, кажется, всегда четыре. Есть день. И есть год.

Человек живет в этих циклах. Он связан с циклами планеты Земля, но не только с ними. Возможно, на человека влияют циклы других небесных тел, циклы взаимодействия Земли и различных созвездий. Такое влияние предполагается астрологами, но не является научно доказанным. Возможно, влияют циклы солнечной активности. Кажется, 11-летние. Однако у человека есть и собственно биологические циклы, и социально-культурные циклы, и такие циклы, которые можно назвать антропологическими, циклами человеческой жизни.

Я предполагаю, что жизнь поделена на ряд больших пересекающихся периодов. То, что они пересекаются, крайне важно. В том числе потому, что именно это делает их установление таким трудным.

Этих циклов три или четыре. Тут все зависит от того, на какую продолжительность жизни рассчитан человек. Не какой-то конкретный,  а человек вообще, идеальный тип человека, человек как представитель вида Homo sapiens. Если придерживаться имеющей хождение версии, что человек должен жить 120 лет, то идеально подходят именно четыре больших цикла. Накладывающихся, по 40 лет. Каждый из этих периодов соотносится с теми средами и субстанциями, что образуют человеческую жизнь. Человек существо биологическое, социальное, культурное и личностное. Природа, социум, культура и личность – четыре среды его существования, четыре мира, к которым человек адаптируется на протяжении своей жизни, четыре сферы его интересов и деятельной активности.

Первые 40 лет жизни человек активирует и реализует свой природный потенциал. Вторые 40 лет живет социальной доминантой. В третьи 40 лет человек оформляется как культурная единица. Ну, единица той культуры, с которой он реально взаимодействует всю свою жизнь. Мир культуры многообразен. Последние, четвертые сорок лет человеку даны для того, видимо, чтобы разобраться с самим собой и попытаться соединить себя биологического с собой социальным и собой культурным. А может быть, не соединить всех вместе, а понять, что в нем есть еще, кроме природных свойств, социальных зависимостей и культурных установлений. Личность человека как среда существования человека – это конечно звучит странно. Но, может быть, именно потому, что у нас мало информации об этом периоде человеческой жизни?

По годам жизни это выглядит так:

1. природный цикл – 0-39 лет;

2. социальный цикл – 27-66 лет;

3. культурный цикл – 54-93 лет;

4. личностный цикл – 81-120 лет.

Как видите, 27 лет появились. В 27 лет заканчивается однозначное доминирование в жизни человека природного, биологического основания. Начинается переориентация человека с природных на социальные интересы. Со всеми вытекающими последствиями. Ну, хотя бы, с такими: человек к этому времени более-менее четко знает или чувствует, что те таланты, которые у него есть, те способности, самого общего плана, которые на тот момент у него обнаружились, и есть то, что у него имеется для дальнейшей жизни. Больше никаких новостей в этом смысле в обозримом будущем ожидать не приходится. Период открытий в себе чего-то принципиально нового закончен. Дальше будет все то, что уже было.

Тринадцатилетие 27-39 лет вообще едва ли не самое сложное и тяжелое в жизни человека. И так устроено, что в первый год любого тринадцатилетия человек как бы переживает в общих чертах весь тринадцатилетний период. Фактически, он в этом году явно или неявно осознает все проблемы, которые перед ним встанут, которые предстоит решать в последующие годы. И вчерне, в самых общих чертах, их решает. Разные люди, с разными талантами, способностями и возможностями, переживают это по-своему. Кто-то напряженно, кто-то незаметно. У кого-то не получается вообще.

Это, конечно, не весь анализ, это только его начало. Предварительные, базовые основания. 40-летние циклы – самые общие. Рисунок переплетения циклов довольно сложный. Циклы человеческой жизни – 1 год, 4 года, 13 лет, 40 лет, 120 лет. И каждый цикл имеет внутреннюю смысловую структуру.

 

Итак, человеческая жизнь циклична. Есть общий цикл человеческой жизни, предположительно 120 лет. Он состоит из четырех накладывающихся друг на друга больших циклов: природного (0-39 лет), социального (27-66 лет), культурного (54-93 лет), личностного (81-120 лет). Название цикла указывает на доминирующую в это время адаптационную задачу, стоящую перед человеком. На основную сферу интересов и реальных жизненных задач, свойственных этому периоду.

В природный (биологический) период внимание человека сосредоточено преимущественно на природных потребностях и мотивах в ущерб и социальным, и культурным, и личностным. Человек стремиться определить и реализовать свой природный потенциал. Осознать и воплотить свои биологические потребности в ущерб всему остальному. Отсюда идет и социальный эпатаж молодых людей. И стремление подростков к свободе, игнорирование общепринятых норм и правил. И отрицание культуры взрослых. И бунтарство. И пренебрежение дальними последствиями собственных действий. И некоторая аморальность, которая вообще присуща детям и подросткам.

Биологические потребности – питание, защищенность, познавательная, манипулятивная и игровая активность, взросление (утверждение в качестве самостоятельного, самодостаточного индивидуума), секс (в том числе создание брачной пары), размножение (создание собственной семьи). Эти потребности довлеют над человеком до 40 лет. Так или иначе, их надо удовлетворять.

Затем наступает период социальной доминанты. Социальные потребности – это деятельность в социальной системе (работа, труд) за определенную часть социальных ресурсов, зрелое творчество, мерилом которой является уже не только материальное вознаграждение, но и социальное признание; борьба за социальное положение, за место в социальной иерархии; установка на выражение интересов семьи и/или общества. Проблемы, как мы видим, совершенно другие. Но социальный период начинается в 27 лет. Поэтому с 27 по 39 лет человек живет в ситуации, когда в нем остро борются природное и социальное начала, природные и социальные мотивы и интересы.

Связано это с тем, что 40-летние периоды структурированы так же, как жизнь в целом. Каждый 40-летний цикл человеческой жизни разделен на четыре 13-летних цикла. У этих циклов своя природа.

Человек отличается от животных одним существенным свойством. Он осуществляет систематическую целенаправленную деятельность. Животное не занимается деятельностью, животное решает текущую задачу в реальном времени. Хочет есть – ищет и находит еду. Хочет спать – выбирает безопасное место и засыпает. В отличие от человека, который создает целую систему производства пищи, функционирующую на постоянной основе. Или строит не только отдельное жилье, но целые поселения и города. Это, наверное, одно из наиболее важных отличий человека. Он – деятельностное существо. А деятельность имеет несколько аспектов, ее организация заставляет отвечать на несколько вопросов. Первый - кто будет это делать? Второй - что он хочет получить? Следующий - как он может этого достичь? И, наконец, кем он окажется, приняв такие цели и такие средства деятельности?

13-летние пересекающиеся циклы – это фактически деятельностная последовательность решения проблемы, стоящей перед человеком в данный большой сороколетний период. Первый, природный сорокалетний цикл выглядит так:

1. 0-12 лет – формирование биологического индивида, то есть предварительное оформление того, кто будет в дальнейшем решать проблему природной адаптации; выход на старт;

2. 9-21 год – период определения целей биологической адаптации; в это время человек определяется с теми проблемами, какие будут наиболее важными именно для него: будет ли он ориентирован на простое жизнеобеспечение, или на секс, или на размножение и обеспечение семьи, или на познавательную активность, или на игровое или деятельностное творчество; вообще-то у каждого человека имеются все данные потребности, и желательно положительное решение по удовлетворению каждой из них, однако это не всегда возможно; очень важный, центральный период;

3. 18-30 лет – период выяснения средств природной адаптации, которые имеются у этого конкретного человека; человек осознает, что его цели требуют от него определенных качеств, которые нужно в себе найти и зафиксировать, что требуется  определенный стиль жизни, неизбежны какие-то жертвы и ограничения; в противном случае целей можно не достичь;

4. 27-39 лет – время окончательного формирования природного человека, ориентированного на выбранные им цели при помощи тех или иных найденных им средств, специализация.

Второй, социальный период, как и два последних, культурный и личностный, выглядят так же, просто решаются проблемы другого вида. Но начало социального цикла имеет прямое отношение к теме, поэтому социальный цикл желательно описать. Сделаем это:

1. 27-39 лет – формирование социального индивида; человек входит в социальную жизнь и получает предварительный социальный облик и некоторые исходные социальные позиции, осознавая, что социальная жизнь – это нечто особенное, и к ней надо приспосабливаться особым образом;

2. 36-48  - определение своих социальных целей: работа в социуме, или социальные связи и иерархия, или преобразование социума и т.п.; конечно, и здесь желательно удовлетворение потребностей и в социальных ресурсах, и в социальном признании, и в высоком иерархическом положении, однако комплексное решение дается далеко не всем;

3. 45-57 – выяснение социальных средств, доступных в данный момент для достижения поставленных социальных целей;

4. 54-66 – утверждение в качестве социального субъекта, реализующего те или иные цели определенными средствами.

Конечно, переживание всех этих циклов не стоит в нашем осознанном жизненном плане. Человек в большинстве случаев нацелен на текущие проблемы. В лучшем случае, эти проблемы дают перспективу. Но план этот все же есть, и все большие вопросы текущей жизни, встающие перед нами, имеют свое отношение именно к нему. Неосознанно, путано, сложно мы пробиваемся к решению именно плановых проблем своей адаптации и своего личного развития.

В период 27-39 лет человеку приходится сталкиваться с тем, что он, с одной стороны, заканчивает свое природное самоопределение. Это не очень приятно. Потому что, как я писал уже выше, обычно не удается преуспеть во всем, поразить все природные цели, осуществить все варианты природного развития. Например, человек так увлекся творчеством, что не женился (девушка не вышла замуж). Или человек уверенно решил проблему жизнеобеспечения, быт налажен и обеспечен. Но работа не нравится, творческой, познавательной, игровой самореализации нет, скучно. И/или нет детей, семьи собственно. И/или сплошные случайные и временные сексуальные связи, которые перестали радовать. И так далее. Причем непонятно, как быть дальше. Потому что человек ощущает, что он специализировался. То, что удается, получается без серьезных усилий, само собой. А к тому, что не удается, не подступишься вообще.

С другой стороны, начинается период социальный. Его начальный, довольно невнятный этап. Общественная жизнь предъявляет свои требования. Сил и времени для завершения того, что началось в природный период, уже нет. Кроме того, перестраиваться на другие начала, другие мотивы жизнедеятельности вообще довольно сложно. Тем более что поначалу эти начала часто воспринимаются как навязанная извне необходимость, а не собственный интерес.

В общем, с одной стороны, нужно завершать природный период, сводить концы с концами в самом себе, пытаться принять свои достижения, что сравнительно легко, и свои неудачи, что довольно трудно. Многие в этот период пытаются ухватиться за какие-то последние, как им кажется, возможности, часто принуждая себя к тому, что они, располагая временем, никогда бы не сделали. Для женщины это часто - замуж за нелюбимого, но надежного человека. Для мужчины – бросить метаться и болтаться, взяться за ум, за надежную денежную работу, которая не нравится.

С другой стороны, социальная реальность – штука довольно жесткая, если не сказать жестокая. У нее своя механика, свои ритмы, своя сила. Если жизни внеприродной, внебиологической человек себе даже не представляет, то жизнь вне социума  и его правил, свободную, независимую жизнь он на момент вступления в период социальной адаптации просто несет в себе. Она еще не кончилась, ее иллюзия еще присутствует. И чем больше ощущения теряемой свободы, тем меньше привлекательность социального мира, диктующего человеку свои условия. Кризисные, тяжелые 13 лет. Недаром после сорока возникает совершенно другое отношение к жизни.

И начинается все это в те самые пресловутые 27 лет. Почему 27 лет могут стать критическим годом – в следующей, завершающей части.

15, 21 августа 2011 г.

(продолжение следует)

 

На главную

Rambler's Top100