Проект «Социум как адаптационная система» Гостевая книга
В.В.
Путин, Евразийский союз, внешняя политика современной России и циклы российской
истории
В.В. Путин в своей статье сообщил об амбициозной
задаче, которую он видит перед собой и ставит перед нами. Мы должны двигаться к
новому интеграционному проекту - Евразийскому союзу. Поскольку идея
Евразийского союза высказана в предвыборный период, можно предположить, что это
не просто одна из текущих мыслей Владимира Владимировича, актуализировавшаяся в
связи с графиком внешнеполитических мероприятий, но серьезная программная идея
будущего президентства. В.В. Путину, как мне кажется, вообще последнее время
более интересны внешние, международные политические и экономические проекты. И
это, до известно степени, отличает его от Д.А. Медведева, который сделал акцент
на внутренних задачах. Впрочем, весьма возможно, что таким образом зоны их
внимания и преобладающей активности распределились сами собой. Во избежание
трений и конфликтов. В том, что власть у
нас едина, хоть и разделена на несколько субъектных центров, сомневаться
сегодня могут только сильно заинтересованные в этом люди.
В.В. Путин, как всегда, находится на острие ведущих
тенденций. По моим представлениям, Россия сейчас находится в стадии
внешнеэкономической экспансии. Внешнеэкономическая экспансия – это борьба за
внешние рынки, за торгово-экономические позиции государства в системе
международного обмена.
С точки зрения истории внешнеторговая экспансия
является для России делом новым. Доминирующим направлением социальной
деятельности в СССР/России внешняя торговля стала сравнительно недавно, в 40-е
– 50-е гг. XX века. Но у истории свой счет времени. Поэтому с точки зрения
современного развития, текущей политики и ее действующих лиц,
внешнеполитическая экспансия – деятельность привычная. Строго говоря,
современная элита знает только такой вид доминирующей деятельности,
ориентирована на нее и другого устройства деятельностной системы не
представляет. Изменения во властно-политической системе, идущие с конца 80-х
годов прошлого века, распад СССР и освобождение торгово-экономической
деятельности от контроля и прямого централизованного управления органами
государственной политической власти саму направленность торгово-экономической
системы не изменили. Россия осталась обществом, ориентированным на
внешнеполитическую экспансию. И В.В. Путин, с его концепцией энергетической
безопасности, например, с его борьбой за трубопроводы, с его деятельностью по
обеспечению внешнеторговых позиций российских компаний, является прямым
выразителем и проводником этой экспансии. Интересно, однако, то обстоятельство,
что время доминирования внешней торговли в торгово-экономической системе России
подходит к концу.
Проблема ограниченных возможностей такой системы
реально существует. И в последнее время только ленивый не говорит об этом. Тем
более, что высшая политическая власть сама постоянно отмечает необходимость
развития внутреннего несырьевого производства и диверсификации экономики. Но
задача переход от внешнеторговой экспансии к внутриторговой экономике прямо не
ставится. Медведевская программа модернизации вроде бы это предполагает, но
прямо об этом не говорит. Путинская «программа 2020» тоже вроде бы об этом, но
не такими словами. Впрочем, наука экономика не знает, кажется, разделения
внешнеторговых и внутриторговых экономических систем. Поэтому тенденция
осмысливается в словах и выражениях, имеющих другой вид. Но тот же смысл.
Циклы Российской истории таковы, что реорганизация современной
торгово-экономической системы из внешнеторговой во внутриторговую начнется в
2014 году. Сначала подспудно и неявно. Затем – свободно и очевидно для всех.
Нам предстоит быть свидетелями и участниками этого процесса. Политические
лидеры должны, конечно, этот процесс возглавить и заняться его обеспечением.
Тот, кто данную тенденцию прозевает, или откажется признавать, окажется на
обочине политического процесса. Это, так сказать, общие соображения. Что мы
видим в реальной социальной и политической жизни?
В.В. Путин не очень говорит о модернизации и
внутреннем производстве, зато выдвигает, например, задачу построения
Евразийского союза. В.В. Путин – это проекты северного и южного трубопроводов.
Это восточное направление нефтегазовой экспансии. Очевидно, что все эти действия и проекты
- в русле обеспечения внешнеторговой
экспансии России. В то время как именно в период предстоящего ему президентства
(2012-2018) должна начаться смена деятельностных, торгово-экономических
приоритетов.
О модернизации и внутреннем производстве говорит
Д.А. Медведев. Он, вероятно, будет свою модернизационную линию продолжать в
новой должности председателя правительства. Значит ли это, что В.В. Путин будет
терять свои позиции? Означает ли это, что он окажется в стороне от ведущей
социальной тенденции? В то время как Д.А. Медведев сможет добиться
модернизационного перелома, его направление станет доминирующим, а влияние –
преобладающим? Следует ли из этого, что новое президентство В.В. Путина может
оказаться проблемным и даже провальным?
Наверное, нет. Во-первых, основное значение В.В.
Путина в современной истории России вовсе не связано с его участием в
выстраивании торгово-экономической системы России. Главные процессы сегодня –
не экономические, а властно-политические. С 1987 года страна находится в стадии
властно-политической реорганизации, властно-политический цикл длится 31 год и
завершается в 2017 году. В.В. Путин – один из главных создателей новой
властно-политической системы и гарант ее сохранения. И новый срок президентства
позволит ему сохранить определяющее влияние на этот процесс, не допустить
радикальных изменений в сложившейся системе власти. Сейчас во власти идет
период завершения перехода от власти выборного правителя к власти выборной
элиты. В.В. Путин имеет непосредственное отношение к формированию этой выборной
элиты и ее различных групп. Реальная задача – не допустить того, чтобы эти
группы перегрызлись до такой степени, чтобы поставить под удар всю систему
власти в стране. Такое возможно, такие случаи в истории России бывали. Нужно
также перенаправить энергию новых социально активных поколений, требующих места
в социуме, настроенных на новации и готовых как продолжить властно-политические
реформы, так и делать что-нибудь другое, лишь бы это было важным и позволяло
делать социальную карьеру, из сферы властно-политической в сферу
торгово-экономическую. Что, кстати, служит одной из предпосылок перехода к
реорганизации деятельностной, торгово-экономической системы социума на новых
основания.
Во-вторых, настоящая реорганизация начнется в 2014
году. То есть не завтра после выборов, а на третий год нового президентства.
Кроме того, исторические прецеденты говорят о том, что процесс переориентации
на новую доминирующую линию развития, а данном случае на внутреннюю торговлю,
происходит не сразу. Первые три года старое направление развития достигает
наивысшего расцвета, а новые тенденции чуть ли не терпят поражение. Вот
несколько примеров.
Властно-политическая реорганизация в СССР началась в
1987 году, с январского Пленума ЦК «О перестройке и кадровой политике», на
котором начала формулироваться практическая программа «демократизации
общественно жизни». До этого М.С. Горбачев был занят утверждением у власти (по
вполне сложившимся на тот момент правилам) и попыткой реформирования
экономической системы страны (программа перестройки по началу фактически была
программой социально-экономической модернизации). Власть в СССР была
моноцентричной, реальные властно-политические полномочия были сосредоточены в
руках одного центра - политбюро ЦК. Остальные центры власти, такие как
секретариат ЦК, совет министров, верховный совет, имели технические функции, то
есть не обладали властно-политической самостоятельностью. Кроме того, субъектно
власть была организована как единоличная власть выборного правителя, которым
был к 1987 году генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1987 года, с началом
властно-политической реорганизации, начался процесс перехода от моноцентричной
к полицетричной системе взаимодействия центральных властных органов. Полицентризм
предполагает, что существует несколько реально независимых органов власти,
которые осуществляют власть в рамках своей компетенции прямо, а общие решения
вырабатывают в процессе диалога. Обычно независимые органы власти оформляются
как разделение власти по функциональному принципу, выделяются законодательная,
исполнительная, судебная центры власти. В 1987-1989 году полицентризация власти
только начинается, и в то же время, как это ни парадоксально, наивысшего
расцвета достигает и властный моноцентризм. Это пик власти политбюро ЦК.
Заканчивается это тем, что в 1990 году власть переходит от политбюро к
президенту СССР, а президентский центр власти становится только одним из
реальных центров власти, то есть полицентристская модель торжествует. Причем
еще даже в 1989 году вряд ли кто-нибудь мог предвидеть, что все случится именно
так.
Другой пример, все о той же власти. С 1996 года
начался период реорганизации отношений центральной и территориальных властей.
Традиционный, децетралистский способ организации этих отношений начал сменяться
централистским. Но именно на период 1996-1998 гг., то есть на первые три года
периода, пришелся максимальный расцвет децентрализма. Губернаторы, региональные
правители приобрели такое влияние, что центральная власть вынуждена была
бороться за управляемость страной. Тенденция централизации явно победила на
четвертый год, в 1999 году, и в 2000 году от прежней региональной вольницы не
осталось и следа. Регионалы потеряли влияние на уровне центра, а сам центр
начал искоренять следы былой независимости даже на уровне региональном.
Третий пример. Сейчас заканчивается период изменения
субъектного лица власти. Он начался в 2005 году. Содержание процесса – переход
от власти выборного правителя к власти выборной элиты. 2005 - 2007 годы – высший
уровень единоличной власти В.В. Путина, который даже приобрел название
«национального лидера». В 2008 году у нас появился новый президент. Д.А.
Медведев уже не имел влияния и возможностей В.В. Путина. Но и В.В.Путин, став
премьером, вынужден был поделить свое влияние и свои полномочия с действующим
президентом. Сложившийся дуумвират – это оригинальный способ организации власти
выборной элиты. Его вероятное сохранение после выборов и смены президента –
способ закрепления положения различных групп властной элиты.
Вполне резонно предположить, что и изменения в
экономике, в торгово-экономической системе страны будут выглядеть так же.
Начавшаяся реорганизация будут сопровождаться максимальным расцветом старой
тенденции в 2014-2016 гг., взлетом внешнеторгового экспансионизма, ощущением
небывалого внешнеторгового могущества России. Которое будет считаться
выдающимся достижением, но уже в 2017 году станет стремительно терять свою
актуальность. А затем внешнеторговая экспансия вдруг станет устаревшим,
потерявшим роль и значение направлением развития. Это не значит, что мы
перестанем торговать с внешним миром. Или начнем сворачивать старые проекты.
Нет, все достигнутое будет сохранено, будет использоваться и поддерживаться. И
новые проекты будут возникать. И внешнеторговые компании сохранят свое
значение. Это значит только, что внутренняя торговля, внутриторговые проекты,
ориентация на внутренний рынок, борьба за него станут гораздо более интересной,
перспективной и важной для большей части социально активных людей. Изменится
мода.
В.В. Путин в 2017 году должен будет стать другим.
Или уйти в тень. Должны будут прийти новые люди. Но он успеет еще закончить
старые проекты. И начать новые. Получить пользу для страны. И эффект для себя.
А вот как он будет, и будет ли, перестраиваться под быстро меняющуюся
конъюнктуру, мы посмотрим.
В общем,
будет интересно.
13
октября 2011 г.
Другие статьи:
Почему СССР не проиграл в «холодной
войне» (5.09.11)
О типах
торгово-экономических систем и ближайших перспективах России (25.09.11)
Тунис, Египет,
Ливия: волнения, восстания, перевороты или революции? (25.02, 3.03.11)
О возможностях модернизации
экономики России (29.11.09)
СССР как военное экспансионистское
государство и его цели во второй мировой войне (1.11.09)