В. Г. Савельев

Проект «Социум как адаптационная система                   

 

 

 

Первый

год

любого периода

  

Цикл

подсистемы

(31 год)

 

Субцикл

подсистемы

(13 лет)

 

 

Цикл

системы

(85 лет)

 

Малый

период

развития

(229 лет)

 

Большой

период

развития 

(841 год)

 

"Повесть временных лет"
(использован перевод Д.С. Лихачева)

Восьмой цикл социальной системы (1015-1099 гг.)

 

 

 

 

Комментарии

 

 

Конец

периода

 

Название

изменяющейся

подсистемы

 

Конец

периода

Утверждающаяся

характеристика

организационного

уровня подсистемы

 

Конец

периода

 

 

Конец

периода

 

 

Конец

периода

 

 

+30

 

+12

 

+84

 

+228

 

+840

 

 

 

1015

1045

Деятельностная

1027

Наследственный правитель/ Внешнеторговая экспансия

1099

8

 

 

 

 

6523 (1015). Ярослав послал за море и пригласил варягов против отца. В это время пришли на Русь печенеги, а Владимир послал против них любимого сына Бориса. 15 июля Владимир умер в Берестове, его смерть попытались скрыть, так как в Киеве был Святополк. Узнав о его смерти, собралось много людей, бояре плакали по заступнику страны, бедные - по своему заступнику и кормильцу. Князем Киевским стал Святополк, который созвал киевлян и стал давать им дары. Но сердце горожан не лежало к нему, потому что их братья были с Борисом.

Борис возвратился с войском, не найди печенегов, и остановился у Альты. На совете отцовская дружина сказала, что Борис, имея дружину и войско, должен сесть в Киеве, но Борис отказался, пожелав видеть Святополка вместо отца. После этого войско и дружина оставили его, а он остался со своими отроками. Святополк, с посыльным обещая Борису свою любовь и дополнительные владения, выехал в Вышгород, тайно позвал Путшу и вышгородских бояр и послал их убить Бориса. Борис узнал, что его собираются убить, но ничего не предпринял, только совершил молитву за брата своего и лег спать. Ночью Борис, его любимый слуга венгр по имени Георгий и много других отроков Бориса были убиты, причем Борис  - не сразу, и Святополк послал двух варягов добивать его. Убийцами были Путша, Талец, Еловит, Ляшко.

После этого решил Святополк убить Глеба, и пригласил его якобы к больному отцу. Глеб пошел с малой дружиною, и остановился недалеко от Смоленска на Смядыне. Здесь он узнал от Ярослава, которому передала весть Предслава, о смерти отца и убийстве брата Бориса. Пока он плакал и молился, его корабль захватили посланные Святополком убийцы, а отроки Глеба пали духом.  Некто Горясер приказал убить Глеба, и это сделал его собственный повар Торчин. Тело Глеба сначала бросили, но потом перевезли и положили рядом с Борисом в церкви святого Василия. Святослав бежал в Угры, но посланные Святополком убили его на горе Угорской. После смерти трех братьев Святополк решил перебить остальных и владеть Русской землей единолично, а пока созвал людей и раздал плащи, деньги и много богатства.

В это время Ярослав разбирался с конфликтом между варягами и новгородцами. Варяги творили насилие над новгородцами и их женами, из-за чего те восстали и перебили варягов в Поромоньем дворе. Ярослав выехал в село Ракомо, призвал обманом к себе лучших людей новгородских, напавших на варягов, и тоже перебил их. В ту же ночь он получил весть из Киева от сестры Предславы о смерти отца и гибели Бориса и Глеба. Ярослав стал печалится об отце, братьях и дружине новгородской, которую перебил. На другой день он собрал остаток новгородцев и рассказал о происходящем у Киеве на вече. Новгородцы обещали бороться за Ярослава. Во главе 1000 варягов и 40000 воинов Ярослав пошел на Святополка. Святополк собрал бесчисленно русских и печенежских воинов и вышел против Ярослава к Любечу.

Ранее говорилось, что Борис сидел в Ростове, Глеб в Муроме, Святослав в Древлянской земле, Святополк - в Турове.

Возможно, в описании данных событий имеются отголоски вовлеченности в европейскую политику. У Бориса фаворит - венгр. В числе его убийц - Ляшко, вероятно, поляк (лях). Сам Святополк женат на дочери Болеслава Польского. Ярослав тесно связан с варягами. Возможно, внутренняя борьба отражает, в том числе, какой-то выбор во внешнеполитической ориентации.

Однако не следует упускать из внимания факторы внутреннего развития. 1015 год является годом начала реорганизации деятельностной подсистемы, важнейшим элементом которой является утверждение торговой деятельности против военной экспансии, торжествовавшей ранее. Борис выступает как воин, но поход его против печенегов закончился ничем, а военные действия внутрь Руси он переносить не хочет. Дальше идет выбор между ориентацией на поляков, представлявших военный путь развития, или на интересы Новгорода как представителя торговой тенденции. Победа Новгорода означает победу торгового пути над военным.

Кроме того, следует иметь ввиду, что завершается реорганизация власти. Здесь на смену власти выборного правителя идет власть правителя наследственного. С этой точки зрения наследовать Владимиру должен бы не Святополк, который, скорее всего, был сыном Ярополка, а один из его собственных сыновей. Или же речь идет об утверждении правящей княжеской линии, что и обуславливает убийство Святополком представителей другой ветви потомков Святослава Игоревича.

1016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6524 (1016). У Любеча, когда на озерах еще был лед, войска Святополка и Ярослава оказались друг против друга, разделенные Днепром. Воевода Святополка оскорбил новгородцев, обозвав плотниками и пообещав поставить их рубить хоромы для своих, а Ярослава назвал хромцом. На рассвете Ярослав переправился и разбил Святополка. Печенеги оказались за озером и не смогли ему помочь. Святополк бежал в Польшу. Ярослав в 28 лет стал князем Киевским.

 

1017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6525 (1017). "Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви".

Значит ли это, что в 1016 году Ярослав в Киев не приходил? Или в течение года произошли еще какие-то события, не освященные летописцем? Означают ли действия Ярослава, что Киев оставался в оппозиции к нему?

1018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6526 (1018). Болеслав со Святополком и поляками выступил против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и словен и пришел к Волыню, где войска противников встали, разделенные Бугом. Кормилец и воевода Ярослава Буда спровоцировал удачное нападение Болеслава, после чего Ярославу пришлось бежать с четырьмя мужами в Новгород. Дальше он хотел бежать за море, но его остановил посадник Константин, сын Добрыни, выразив желание новгородцев продолжать борьбу. Стали собирать деньги от мужа по 4 куны, от старост - по 10 гривен, от бояр - по 18 гривен.

Болеслав тем временем вступил в Киев со Святополком, и распорядился развести свою дружину по городам на прокорм. Через некоторое время Святополк поднял антипольское восстание, их перебили по городам, а Болеслав бежал, захватив богатства, к которым приставил попа Десятинной церкви Настаса, бояр и сестер Ярослава, а также людей множество. Еще он удержал Червенские города. Святополк стал княжить в Киеве, но вскоре ему пришлось бежать от Ярослава к печенегам.

Святополк бежал в Киев, потому что киевляне его в конечном итоге не поддержали?

1019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6527 (1019). Святополк вышел против Ярослава с печенегами, произошло жестокое сражение на реке Альте, в котором Святополк потерпел поражение. Он, больной, бежал к Берестью, а затем через Польшу, и умер в пустынном месте между Польшей и Чехией. Ярослав сел в Киеве.

 

1020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6528 (1020). У Ярослава родился сын Владимир.

 

1021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6529 (1021). Брячислав Изяславич Полоцкий напал на Новгород и взял его, после чего отправился назад с новгородцами и их имуществом. Ярослав из Киева на седьмой день догнал Брячислава на реке Судомири и победил, вернув новгородцев. Брячислав бежал к Полоцку.

 

1022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6530 (1022). Ярослав пришел к Берестью.

Мстислав Тмутараканский в это время был в походе на касогов, в личном поединке победил касожского князя Редедю, забрал его богатства, жену и детей, а на касогов возложил дань. Вернувшись в Тмутаракань, он заложил церковь святой Богородицы.

 

1023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами.

 

1024

 

 

1036

Управление

деятельностью

 

 

 

 

 

 

6532 (1024). Ярослав был в Новгороде, когда в Киев пришел Мстислав Тмутараканский. Киевляне его не приняли, так что Мстислав сел в Чернигове.
В этом же году во всей стране был голод, восстали волхвы в Суздале, избивая старшую чадь в поисках запасов, и был мятеж по всей стране, пока не привезли хлеб по Волге от болгар. Ярослав суздальское восстание подавил, одних волхвов казнил, других изгнал.

Вернувшись в Новгород, Ярослав послал за варягами, с которыми пришел князь Якун. Тогда Ярослав выступил против Мстислава, встретились они у Листвена. Мстислав поставил северян в центр, а дружину - по обе стороны. Северяне приняли основной удар варягов. Кончилось битва победой Мстислава, бегством Ярослава и Якуна и возвращением одного в Новгород, другого - за море. Мстислав на поле боя увидел лежащих северян и варягов, и порадовался, что дружина цела, а пострадали чужие. После этого Мстислав предложил Ярославу раздел: Ярослав как старший брат остается в Киеве, а Мстислав получает земли на другой стороне Днепра. Ярослав не решился идти в Киев, там были его мужи, а сам он остался в Новгороде. Мстислав обосновался в Чернигове.

Родился Изяслав Ярославич.

Мстислав очевидно был воином. Отказ киевлян принять Мстислава явно был выбором между деятельностной ориентацией на войну или на торговлю.
Видимо, указанные события захватывают и следующий год.

1025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год пропущен.

 

1026

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6534 (1026). Ярослав собрал большое войско, пришел в Киев и заключил мир с Мстиславом у Городца, разделив Русскую землю по Днепру. В стране установился мир.

 

1027

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6535 (1027).  У Ярослава родился третий сын - Святослав.

 

1028

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6536 (1028). "Знамение в виде змея явилось в небе, так что видно было его по всей земле".

 

1029

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6537 (1029)."Мирно было".

 

1030

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6538 (1030). Ярослав взял Белз.

Родился Всеволод Ярославич.

Ярослав напал на чудь, победил и основал город Юрьев.

В Польше умер Болеслав Великий и поднялся мятеж против епископов, попов и бояр.

 

1031

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6539 (1031). Ярослав и Мстислав напали на поляков, вновь заняли Червенские города и повоевали в Польше, захватив много поляков. Ярослав посадил свою часть поляков по Роси.

 

1032

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6540 (1032). "Ярослав начал ставить города по Роси".

 

1033

 

 

1045

Деятели

 

 

 

 

 

 

6541 (1033). Умер Евстафий Мстиславич.

 

1034

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6542 (1034).

 

1035

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6543 (1035). Умер Брячислав Изяславич Полоцкий. Его сын Всеслав Брячиславич, рожденный от волхования, стал князем Полоцким.

 

1036

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6544 (1036). Мстислав Черниговский заболел на охоте и умер. Самовластцем в Русской земле стал Ярослав. Он отправился в Новгород и посадил в нем сына Владимира, а епископом - Жидяту.

Родился Вячеслав Ярославич.

Киев осадили печенеги, Ярослав собрал войско из варягов и словен и вернулся в Киев. На поле перед Киевом состоялось сражение, в котором князь поставил варягов посередине, киевлян - на правой, а новгородцев - на левой стороне. Печенеги были разбиты и разбежались кто куда.

Ярослав посадил в темницу в Пскове оклеветанного брата Судислава.

 

1037

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6545 (1037). Ярослав принялся отстраивать Киев: заложил Золотые ворота, церковь святой Софии (митрополию) и церковь святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, монастырь святого Георгия и святой Ирины.

Стала распространяться вера и монашество. Ярослав любил церковные уставы, попов и книги. Много книг было переведено с греческого на славянский и отдано в церковь святой Софии.

Также строились другие церкви по городам и местам, в них ставились попы на жаловании от богатств Ярослава.

Видимо, здесь описываются не только события данного года, но дается некая обобщенная характеристика деяний Ярослава.

1038

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6546 (1038). "Ярослав пошел на ятвягов".

 

1039

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6547 (1039). Митрополитом Феопемптом была освящена церковь святой Богородицы, созданная отцом Ярослава Владимиром.

 

1040

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6548 (1040). "Ярослав пошел на Литву".

 

1041

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6549 (1041). "Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях".

 

1042

1072

Социальная

1054

Деятельное

общество

 

 

 

 

 

 

6550 (1042). "Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их…".

 

1043

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6551 (1043). Ярослав послал Владимира на греков, поручив воеводство Вышате, отцу Яня. На ладьях прошли до Дуная благополучно,  но потом поднялась буря, разбившая, в том числе, корабль князя и выбросившая на берег 6000 воинов. Владимир пересел в ладью Ивана Творимирича, воеводы Ярославля, а воины собрались идти на Русь берегом, но никто из княжеской дружины не хотел идти с ними. Тогда отряд возглавил Вышата. Мономах, узнав о бедственном положении Владимира, послал против него 14 ладей, но князь разбил их и возвратился на Русь. Вышата с пешими воинами был взят в плен и приведен в Царьград, многих русских ослепили, и были они в плену три года.

 

1044

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6552 (1044). Эксгумация, крещение и перезахоронение в церкви святой Богородицы князей Ярополка и Олега, сыновей Святослава.

Видимо, имеется ввиду Святослав Игоревич.

1045

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6553 (1045). "Заложил Владимир святую Софию в Новгороде".

 

1046

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6554 (1046). Установился мир с Византией и воевода Вышата был отпущен на Русь. В эти же времена выдал Ярослав свою сестру за Казимира, который вместо свадебного дара отдал 800 русских пленных, захваченных еще Болеславом.

Эти события записаны под 1043 годом в продолжении истории похода Владимира с пояснением, что прошло 3 года. Освобождение пленных может указывать на выбор в качестве цели социальной реорганизации утверждение единого деятельного социума, - "один за всех и все за одного".

1047

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6555 (1047). "Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру".

 

1048

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6556 (1048).

 

1049

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6557 (1049).

 

1050

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6558 (1050). "Преставилась княгиня, жена Ярослава".

 

1051

 

 

1063

Этатизм

 

 

 

 

 

 

6559 (1051). Ярослав собрал епископов и поставил митрополитом в святой Софии русского Иллариона, пресвитера церкви в селе Берестовое.

Далее следует рассказ о Печерском монастыре.

Попытка установления контроля над церковью, предпринятая Ярославом, совпадает с началом утверждением этатизма как доминирующей идеологии. Контроль над церковью для этатистских социумов весьма характерен.

В рассказе о возникновении Печерского монастыря говорится, в частности, что монастыри ставятся цесарями, боярами, богачами и подвижничеством. Это замечание указывает, в том числе, на то, что появилась новая социальная группа - богачи, которые не князья и не бояре. Что хорошо объясняется развитием торгового социума.

1052

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6560 (1052). "Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам".

 

1053

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6561 (1053). У Всеволода Ярославича родился сын от дочери царской, гречанки, названный Владимиром.

 

1054

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6562 (1054). "Преставился великий князь русский Ярослав" в Вышгороде, при нем был любимый сын Всеволод. Еще при жизни он завещал сыновьям жить в мире, чтобы не погибнуть самим и не погубить землю отцов и дедов, добытую трудом великим. Выделив сыновьям уделы, он запретил им преступать границы друг друга и изгонять братьев, в старшего Изяслава, которого оставил вместо себя, обязал помогать тому брату, которого обижают. Изяслав стал князем Киевским, Святослав - Черниговским, Всеволод - Переяславским, Игорь - Владимирским, Вячеслав - Смоленским.

Всеволод зимой напал на торков у Воиня и победил их. Всеволоду пришлось также вести переговоры с пришедшими половцами. Был заключен мир с Болушем, и половцы ушли.

Ярослав и его сыновья формулируют этатистскую идеологию единого деятельного общества в патерналистских терминах: государство едино, - земля отцов и дедов, добытая трудом; построено на децентралистских принципах, - каждый князь правит своей территорией, никто не должен покушаться на территорию соседа - брата; князь киевский - отец всех остальных князей, возглавляющий и опекающий территориальных правителей - братьев, то есть с одной стороны он - главный правитель, с другой - главный судья для князей.

1055

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год опять пропущен.

 

1056

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6564 (1056).

 

1057

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6565 (1057). В Смоленске умер Вячеслав Ярославич. Игорь Ярославич выведен из Владимира и посажен в Смоленске.

В качестве средства поддержания единства появляется институт передвижения князей-братьев между землями, имеющими разный потенциал. Смоленск, видимо, более значимый город, так как находится на торговом пути.

1058

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6566 (1058). "Победил Изяслав голядь".

 

1059

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6567 (1059). "Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом".

 

1060

 

 

1072

Социальные

 группы

 

 

 

 

 

 

6568 (1060). Умер князь Смоленска Игорь Ярославич.

Изяслав, Святослав, Всеволод и Всеслав Полоцкий собрали большое войско и выступили на конях и в ладьях против тороков. Торки убежали навсегда.

 

1061

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6569 (1061). Впервые на Русскую землю напали половцы князя Искала. 2 февраля вышел на них Всеволод, но половцы победили в битве, повоевали землю и ушли.

 

1062

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6570 (1062).

 

1063

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6571 (1063). Умер Судислав, брат Ярослава.

 

1064

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6572 (1064). Ростислав Владимирович, внук Ярослава, бежал в Тмутаракань вместе с Пореем и новгородским воеводой Вышатой Остромировичем. Он выгнал Глеба Святославича из Тмутаракани  и стал править сам.

Начало княжеских усобиц в момент выяснения целей периода, смыслом которого является утверждение социальных групп в качестве субъекта социума, может указывать на то, что весьма значимым стал вопрос об организации княжеской семьи, выделении в ней различных социальных групп по степени родства, с закреплением за каждой определенных прав на власть. Одновременно определяется статус различных городов/земель (и, соответственно, горожан), что также имеет значение для социальной организации государства.

1065

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6573 (1065). Святослав без сопротивления занял Тмутаракань после того, как Ростислав Владимирович отступил, и вновь посадил князем сына Глеба. Ростислав, не желавший воевать с дядей, после ухода Святослава снова выгнал Глеба.
Всеслав Брячиславич Полоцкий начал войну.

 

1066

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6574 (1066). Греки боялись Ростислава, бравшего дань с касогов и других народов, поэтому подослали к нему котопана, который втерся в доверие и отравил князя, когда тот пировал с дружиной. Грек пришел в Корсунь и сообщил о дате смерти князя, после чего корсунские люди побили его камнями. 3 февраля Ростислав Владимирович Тмутараканский умер.

 

1067

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6575 (1067). Всеслав Брячиславич Полоцкий поднял рать и занял Новгород. Изяслав, Святослав и Всеволод пошли на него в мороз, взяли приступом Минск, перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен. После этого пошли к Немиге, где 3 марта произошло сражение, после которого разбитому Всеславу пришлось бежать.

10 июля братья Ярославичи обманом завлекли Всеслава на встречу у Смоленска и посадили в темницу с двумя сыновьями.

Утверждается насилие как средство выяснения социального статуса в составе княжеской семьи?

1068

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6576 (1068). На Русскую землю пришли половцы, против них на Альту вышли Изяслав, Святослав и Всеволод, но они были разбиты и бежали.
Происходит подобное от того, что Бог в гневе, в наказание за грехи, наводит иноплеменников на землю, чтобы люди вспомнили о нем, или казнит народ смертью, голодом, засухой, гусеницей и иными казнями; дьявол радуется убийству, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету.

Да и живем мы по язычески: верим в приметы, отвращаемся от бога трубами и скоморохами, гуслями и русалиями, которыми обманывает дьявол. Места игрищ утоптаны, людей множество на них, церкви же пусты стоят, а во время молитвы бывает мало молящихся.

Изяслав и Всеволод бежали в Киев, Святослав - в Чернигов. В Киев прибежали и киевляне, они собрали вече на торгу и попросили у князя оружия и коней, чтобы сразится еще раз, однако Изяслав их не послушал. Тогда случился бунт: стали роптать на воеводу Коснячка, не нашли его на его дворе и пошли к двору Брячислава. Потом разделились: одни пошли на княжеский двор, а другие - к темнице, освобождать Всеслава Брячиславича Полоцкого, надеясь, что он возглавить их войну с половцами. Изяслав держал совет с дружиной, но мер против освобождения Всеслава, предлагавшихся дружинниками, не предпринял и бежал вместе со Всеволодом со двора. 15 сентября люди освободили Всеслава, а княжеский двор разграбили, унеся много золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав бежал в Польшу. Всеслав сел в Киеве по воле Бога в наказание Изяславу за невыполнение крестной клятвы, давая которую, он добился приезда Всеслава на встречу.

Половцы стали воевать по земле Русской. Когда они появились около Чернигова, Святослав собрал небольшую дружину и 1 ноября разбил их у Сновска, пленив половецкого князя.

В этом отрывке излагается, если можно так выразиться, христианская социология: социальные происшествия случаются от того, что люди забыли бога или совершили греховные дела, за которые бог наказывает, казнит, в том числе вторжением инородцев. Так же имеет место активное вмешательство дьявола, который разжигает ссоры, обманывает, отвращает от Бога. Интересно, что эта христианская социология так полно обозначается именно в период развития, существом которого является реорганизация социально-идеологической подсистемы государства.
Выясняется значение разных социальных групп в едином социуме. Князья существуют для организации военных действий прежде всего, это их профессиональная социальная обязанность в деятельном социуме. Именно так на них смотрят другие социальные группы.

1069

1099

Властная

1081

Полицентризм

 

 

 

 

 

 

6577 (1069). Изяслав вместе с Болеславом Польским пошел на Всеслава, который, выступив им навстречу, пришел к Белгороду, но с наступлением ночи бежал в Полоцк тайно от киевлян.

Киевляне вернулись домой, собрали вече и обратились к Святославу и Всеволоду, приглашая их к себе, чтобы не допустить поляков, угрожая поджечь город и уйти в Византию. Братья выступили в роли посредников между Изяславом и киевлянами, обещая участвовать в войне с поляками в случае, если тот не согласится вернуться в город с малой дружиной. Изяслав послушался и двинулся дальше с Болеславом и небольшим количеством поляков. Вперед себя он послал в Киев сына Мстислава. Мстислав перебил и ослепил участников бунта без следствия, из-за чего пострадали и невиновные. Киевляне встретили Изяслава у города с поклоном, и 2 мая он вернул себе власть. Поляков распустили на прокорм, что привело к их тайным убийствам. Болеслав вернулся в Польшу.

Изяслав перегнал торг на гору.

Всеслав был изгнан из Полоцка, там сел сначала Мстислав Изяславич, а после его скорой смерти - Святополк Изяславич.

Началось утверждение полицентризма. Киевляне решают вопрос о власти при помощи вече. Братья выступают в роли посредников, то есть можно говорить о некоей княжеской коллегии как одном из органов центральной власти в государстве. А князь Киевский даже бунтовщиков казнит чужими руками, опасаясь раздувать конфликт с горожанами.

1070

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6578 (1070). "Родился у Всеволода сын, и нарекли имя ему Ростислав. В тот же год заложена была церковь святого Михаила в монастыре Всеволода".

 

1071

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6579 (1071). Половцы воевали у Ростовца и Неятина.

Всеслав выгнал Святополка Изяславича из Полоцка, но потерпел поражение у Голотическа от Ярополка Святославича.

В Киеве волхв, обольщенный бесом, рассказывал, что на пятый год Днепр потечет вспять, земли начнут перемещаться, Русская земля поменяется местами с Греческой. Его слушали невежды, а верующие смеялись.

Однажды во время неурожая в Ростовской области появились два волхва из Ярославля, которые объявили, что знают людей, прячущих запасы. Они ходили с людьми в погосты, называли и убивали знатных жен, забирая их имущество себе. Янь, сын Вышаты, пришедший для сбора дани от князя Святослава, пересекся с ними на Белоозере. Узнав, что это смерды Святослава, Янь потребовал от них выдачи волхвов, а когда получил отказ, попытался захватить силой, но неудачно. Тогда он потребовал, чтобы волхвов захватили белозерцы, угрожая остаться на весь год. Горожане задержали волхвов, после чего состоялся их спор с Янем, который закончился для них мучениями и смертью.

Волхв объявился и в Новгороде при Глебе Святославиче, притворялся богом, говорил о своей способности все предвидеть, и чуть не весь город обманул. Была смута, хотели убить епископа, и за крест встали только Глеб и его дружина, а весь народ - за волхва. Но волхв не смог предвидеть свою смерть, Глеб его убил, и народ разошелся.

Рассказ о волхвах в Ростовской области предваряется словом "однажды" и дан в контексте событий, произошедших в Киеве, те есть не обязательно говорит именно о 1071 годе. Но в целом столкновение религий и мировоззрений свойственно именно периоду реорганизации социально-идеологической подсистемы. А здесь имеет место еще и пересечение периодов социально-идеологической (заканчивается в 1071) и властно-политической реорганизаций.

Указывается на существование такой социальной группы, как смерд князя (из контекста кажется, что это любой житель территории, подвластной князю).

1072

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6580 (1072). 2 мая Изяслав, Святослав, Всеволод, а также митрополит Георгий, епископ Петр Переяславский, Михаил Юрьевский, игумен Печерский Феодосий, игумен монастыря святого Михаила Софроний, игумен святого Спаса Герман, игумен Переяславского монастыря Никола и все игумены перенесли святых страстотерпцев Бориса и Глеба в новую церковь, построенную Изяславом, и устроили праздник. Мощи Бориса благоухали, заставив митрополита поверить в их святость. Мощи Глеба смогли вынести только после молитв народа. Состоялся торжественный общий обед братьев, каждого со своими боярами.

Вышгородом управлял тогда Чудин, а церковью Лазарь.

Завершается период социально-идеологической реорганизации, происходит попытка закрепления порядка отношений в княжеском семействе при помощи почитания Бориса и Глеба. Однако, как показывают дальнейшие события, все решают не идеи, а институты и влиятельность в совете князей.

Упоминаются народ, князья, бояре князей, чины церковной иерархии (митрополит, епископы Переяславский и, видимо, Юрьевский, пресвитеры, дьяконы, игумены, черноризцы).

Интересно, кстати, что без участия народа, которому повелели молиться, вынести гроб с телом Глеба не смогли.

1073

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6581 (1073). Святослав сообщил Всеволоду, что Изяслав сговорился со Всеславом против них, после чего братья объединились. Изяславу пришлось уйти из Киева в Польшу "со многим богатством" с расчетом найти при его помощи воинов. 22 марта в Киев вошли братья и сели на стол в Берестовом, Святослав стал князем Киевским. Поляки отобрали у Изяслава богатство и выгнали его.

Основана церковь Печерская игуменом Феодосием и епископом Михаилом.

Митрополит Георгий находится в Византии.

Совместное влияние Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского оказалось больше, чем влияние Изяслава Киевского. Не получилось даже войны, Изяслав вынужден бежать. Видимо, киевляне не дали ему воинов. Таким образом, судьбу власти решает взаимодействия собственно правителя, вече и совета князей. Полицентризм, однако.

1074

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6582 (1074). Умер игумен Печерский Феодосий. Игуменом по просьбе братии стал Стефан "доместик", хотя первоначально Феодосий назвал преемником пришлого с Альты Иакова. Перед смертью к Феодосию пришли князь Святослав с сыном Глебом, и в ответ на его поручение Святослав обещал заботится о монастыре.

 

1075

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6583 (1075). 11 июля закончена Печерская церковь, заложенная Феодосием.
К Святославу пришли послы от немцев, он показал им свое богатство, "бесчисленное множество золота, серебра и шелковых тканей". Однако послы сказали, что лучшее богатства - воины, которые добудут и больше того.

Вот пример расхождения моральных ценностей двух различно организованных деятельных систем. У немцев торжествуют военная деятельность и военные ценности, потому им не понятно, чем гордится Святослав. Что-то подобное случилось с Изяславом. Он считал, что любой вопрос решается деньгами (богатствами), это очень современный, очень западный подход. Однако поляки, ограбив его, показали, что думают по другому. Воины не служат богатству, воины его добывают насилием и грабежом. А служат только своим предводителям.

1076

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6584 (1076). Владимир Всеволодович и Олег Святославич ходили в помощь полякам против чехов.

27 декабря преставился и положен в Чернигове Святослав Ярославич.

 

1077

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6585 (1077). 1 января на столе после Святослава Ярославича сел Всеволод Ярославич. Ему пришлось выступить против Изяслава Ярославича, пришедшего с поляками.
В Чернигове 4 мая сел Борис Вячеславич, внук Ярослава, но продержался 8 дней и бежал в Тмутаракань к Роману Святославичу.

Всеволод пошел против Изяслава на Волынь, где братья заключили мир. Изяслав 15 июля сел в Киеве, Всеволод остался в Чернигове, при нем находился Олег Святославич.

 

1078

 

 

1090

Централизм

 

 

 

 

 

 

6586 (1078). 10 апреля Олег Святославич бежал в Тмутаракань.

В Заволочье был убит его брат Глеб Святославич, князь Новгородский. Его похоронили в Чернигове 23 июля. В Новгороде сел сын Изяслава Святополк. В Вышгороде сидел Ярополк Изяславич, в Смоленске - Владимир Всеволодович.

Олег  Святославич и Борис Вячеславич пошли на Всеволода с половцами. 25 августа на Сожице половцы победили русь, погибли Иван Жирославич, Тукы, Чудинов брат, и Порей, и многие другие. Олег и Борис вошли в Чернигов, причинив великое зло  земле Русской, пролив христианскую кровь.

Всеволод отправился к брату Изяславу в Киев и получил поддержку. Братья отправились в поход, Изяслав с сыном Ярополком Вышгородским и Всеволод с сыном Владимиром Смоленским. Олега и Бориса в городе не было, но черниговцы затворились, и город пришлось брать приступом, Владимир взял и пожег внешний город, однако затем войска пришлось отвести, чтобы встретиться с Борисом и Олегом. Олег предложил брату повиниться перед дядьями, но Борис решил сражаться. 3 октября в битве погибли Борис Вячеславич, внук Ярослава, и Изяслав Ярославич. Олег с небольшой дружиной бежал в Тмутаракань.

По Изяславу плакал весь Киев, которому он не воздал злом за зло, когда его выгнали, а дом разграбили, ведь воинов побил не он, а сын его, а сам он погиб за брата Всеволода, не ища ни большего владения, ни большего богатства.

Всеволод сел в Киеве, посадив сына Владимира в Чернигове, в Ярополка Изяславича - во Владимире и Турове.

Эпизод с Черниговом подтверждает, что с городское самоуправление - самостоятельная сила. То есть имеет место властный полицентризм, как в центре, так и на местах.

1079

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6587 (1079). Роман Святославич привел половцев к Воиню, Всеволод вышел к Переяславлю и заключил с половцами мир. Роман вынужден был уйти вместе с половцами, и 2 августа был ими убит.

Хазары захватили Олега и отправили в Константинополь, после чего Всеволод посадил в Тмутаракани посадником Ратибора.

То, что в Тмутаракани посажен не князь, а посадник, демонстрирует тенденцию к централизации. Правда, реализовалась она все-таки через снижения уровня самостоятельности князей, а не через ликвидацию княжеского правления в регионах.

1080

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6588 (1080). Переяславские торки поднялись на Русь, но были побеждены Владимиром Всеволодовичем, которого послал отец.

 

1081

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6589 (1081). 18 мая бежали Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич, схватили посадника Ратибора и сели в Тмутаракани.

 

1082

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6590 (1082). "Умер Осень, половецкий князь".

 

1083

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6591 (1083). Олег Святославич  вернулся из Византии, схватил, а затем отпустил Давыда Игоревича и Володаря Ростиславича, а хазар, советовавших убить его брата и его самого, иссек.

 

1084

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6592 (1084). Ярополк Изяславич приходил к Всеволоду Ярославичу на Пасху. В это же время два Ростиславича установили свою власть во Владимире, в котором правил Ярополк. Всеволод послал сына Владимира, и тот восстановил Ярополка во Владимире.

Давыд Игоревич захватил и ограбил греков в Олешье, после чего Всеволод дал ему Дорогобуж.

События этого и последующих годов показывают, что если у князя Киевского не хватает возможностей для наведения порядка в Тмутаракани, то в близких городах он способен установить такой порядок, который ему нужен. К тому же под рукой всегда есть князья, готовые заменить несогласных с волей Киева. Что это, как не централизация.

1085

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6593 (1085). Ярополк собрался идти на Всеволода,  который послал на него Владимира. Ярополк, оставив мать и дружину в Луцке, бежал в Польшу, а лучане сдались Владимиру. Владимир посадил на место Ярополка во Владимире Давыда Игоревича, а мать Ярополка, жену и дружину привел в Киев и имущество взял.

 

1086

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6594 (1086). Ярополк Изяславич пришел из Польши, замирился с Владимиром и сел во Владимире. Когда же пошел к Звенигороду, был убит Нерадцем,  который затем бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу. Радко, Вонкин и другие отвезли Ярополка сначала во Владимир, затем в Киев, где тело встретили благоверный князь Всеволод с сыновьями Владимиром и Ростиславом, все бояре, блаженный митрополит Иоанн с черноризцами и пресвитерами. Все киевляне оплакивали Ярополка горько и похоронили 5 декабря.

 

1087

1117

Деятельностная

1099

Выборный правитель/

Военная экспансия

1171

9

 

 

 

 

6595 (1087).

 

1088

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6596 (1088). Во Всеволодовом монастыре при игумене Лазаре митрополит Иоанн освятил церковь святого Михаила.

Святополк Изяславич пошел жить из Новгорода в Туров.

Умер Никон, митрополит Печерский.

Волжские болгары взяли Муром.

Может быть, наступает время выборной власти. Святополк вряд ли ушел из Новгорода в Туров по своему желанию.

1089

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6597 (1089). В Феодосиевом монастыре при игумене Иоанне освящена церковь Печерская святой Богородицы митрополитом Иоанном, белгородским епископом Лукой, черниговским епископом Исаем при "благородном, державном князе Русской земли Всеволоде и детях его, Владимире и Ростиславе".

Воеводой киевской тысячи был Янь.

Умер митрополит Иоанн.

Дочь Всеволода Янка пошла в Византию и привела митрополита Иоанна, скопца, который побыл год и умер.

Митрополитом Переяславским Ефремом освящена церковь святого Михаила в Переяславле, которую он создал. Он также заложил ранее церковь во имя святого мученика Федора, церковь святого Андрея, и каменную баню, чего не было ранее на Руси, и стены каменные.

 

1090

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Года нет в летописи.

 

1091

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6599 (1091). Игумен и черноризцы Печерского монастыря решили перезахоронить Феодосия из пещеры в церковь святой Богородицы, что и было сделано 14 августа в присутствии епископов Ефрема Переяславского, Стефана Владимирского, Иоанна Черниговского, Марина Юрьевского и игуменов изо всех монастырей с черноризцами, после чего праздновали светло.

В тот же год было знамение на солнце, во время охоты Всеволода упал "превеликий змей с неба" и земля стукнула.

В Ростове объявился волхв и вскоре погиб.

 

1092

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6600 (1092). Знамения Полоцке, пришедшее из Друцка: ночью бесы рыскают, днем являются на конях и уязвляют людей. Знамение в небе - большой круг посреди неба. Засуха.

Вторжение половцев, взявших три города: Песочен, Переволоку, Прилук, и "много сел повоевали по обеим сторонам".

Ходили половцы войной на поляков с Василько Ростиславичем.

Умер Рюрик Ростиславич.

Много людей умерло от различных недугов.

 

1093

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6601 (1093). 13 апреля умер "великий князь" Всеволод. Когда княжил, досаждали ему племянники, и он раздавал им волости. В старости стал любить образ мыслей младших, устраивая совет с ними, они подговаривали его против старшей дружины. Люди не могли добиться правды княжей, молодые начали грабить и продавать людей за спиной больного князя. Совсем разболевшись, Всеволод вызвал Владимира из Чернигова. Он умер в присутствии Владимира и меньшего своего сына Ростислава, княжив 15 лет в Киеве, 1 год в Переяславле и 1 год в Чернигове. На похороны собрались епископы, игумены, черноризцы, попы, бояре, простые люди.

Не желая воевать с сыном Изяслава Святополком, на тот момент Туровским, Владимир послал за ним, а сам отправился в Чернигов, послав Ростислава в Переяславль. 24 апреля пришел в Киев Святополк, киевляне вышли на встречу и приняли его с поклоном и радостью.

В это время на Русь пришли половцы договариваться о мире с новым князем. Святополк, не посоветовавшись со старшей дружиной отцовской и дяди, а только с пришедшими с ним, схватил послов и посадил в избу. Половцы начали войну, окружили Торческ, и не стали мириться, когда Святополк послов отпустил.
Святополк стал собирать воинов, набрал 700 отроков. Разумные мужи отговаривали его от выступления, говорили, что земля оскудела от войны и продаж, и предлагали обратиться за помощью к брату Владимиру. Послали к Владимиру, он собрал своих воинов и велел брату Ростиславу из Переяславля тоже помогать Святополку. Затем Владимир пришел в Киев и на встрече вступил в спор со Святополком, желая мира, тогда как Святополк хотел войны. Выступили втроем, так и не договорившись окончательно, к Треполю, и у Стугны снова стали совещаться с дружиной. Владимир предложил заключить мир, разумные мужи, Янь и прочие поддержали его. Однако киевляне захотели биться, и их мнение победило. 26 мая в сражении победили половцы, братьям пришлось бежать. Во время переправы Ростислав утонул. Владимир, потеряв много людей из полка и бояр, вернулся в Чернигов. Святополк бежал до Треполя, а затем отправился в Киев.

Часть половцев бросилась разорять землю, другая часть вернулась к Торческу осаждать город. Торки бились, но осада привела к голоду, и они послали к Святополку за помощью. В это время часть половцев двинулась на Киев, Святополк вышел на Желань и был 23 июля вторично разбит половцами, после чего опять вернулся в Киев. Половцы отошли к Торческу, грабя по дороге села. Город был сдан, запален огнем, а люди уведены в вежи половецкие.

1 октября умер Ростислав Мстиславич, внук Изяслава.

Интересно замечание, что земля оскудела от войны и от продаж.
Показательно, что киевляне и младшая дружина воинственны согласно доминирующей деятельностной тенденции, старшая дружина консервативна и выступает за мир.

1094

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6602 (1094). Святополк заключил с половцами мир и женился на дочери половецкого князя Тугоркана.

Олег Святославич пошел на Чернигов из Тмутаракани с половцами, осадил город и разграбил территорию вокруг. Владимир Всеволодович заключил с ним мир и, отказавших от Чернигова, перешел в Переяславль на отцовский стол.

26 августа пришла саранча на Русскую землю.

27 апреля умер епископ Владимира Стефан, прежде бывший игуменом Печерского монастыря.

Олег  вполне может быть представителем военной тенденции в развитии деятельности. Впрочем, Владимир тоже далеко не мирный князь, как показывают дальнейшие события.

1095

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6603 (1095). Половцы с Девгеневичем ходили на греков, цесарь Девгеневича захватил и ослепил.

Половцы Итларь и Кытан  пришли в Переяславль мириться с Владимиром, Итларь вошел в город с лучшей дружиной, тогда как Кытан остался с воинами вне города, с сыном Владимира Святославом, которого дали в заложники. Тогда же из Киева пришел Славята от Святополка. Состоялось совещание, дружина Ратиборова поспорила с князем: дружина хотела половцев убить, а Владимир не хотел нарушать клятву. Святослава выкрали, а половцев перебили, сначала Кытана с дружиной ночью, затем, на следующий день, 24 февраля Итларя и его дружину. Итларя убил Ольбер Ратиборич. Святополк и Владимир послали к Олегу, чтобы он тоже шел на половцев. Однако Олег, пообещав, в поход не пошел. Святополк и Владимир пошли на вежи, захватили скот, коней, верблюдов и челядь. Возвратившись, они потребовали от Олега выдать Итларевича, но он этого не сделал.

Половцы все лето осаждали Юрьев, Святополк их замирил, после чего переселил юрьевцев, епископа юрьевского Марина, засаковцев и беженцев из других городов в новый город на Витичевском холме, названный Святополчим городом. Пустой Юрьев половцы сожгли.

Давыд Святославич ушел из Новгорода в Смоленск и стал править там после того, как новгородцы взяли себе князем Мстислава Владимировича из Ростова. Изяслав Владимирович перешел из Курска в Муром, его муромцы приняли, а Олегова посадника схватили.

28 августа появилась саранча. Двигаясь к северным странам, она поедала траву и просо.

И в Новгороде, и в Муроме во всю работает принцип выборности правителя. Возможно, то же случилось и в Киеве, и в Чернигове с Владимиром, которого горожане не поддержали, из-за чего он должен был каждый раз уходить.

1096

1126

Деятельностная

1108

Управление ресурсами//

Внешнеторговая экспансия

1180

10

1324

4

 

 

6604 (1096). Святополк и Владимир пригласили в Киев Олега для заключения договора о Русской земле перед епископами, игуменами, мужами отцов, людьми городскими, чтобы оборонить Русскую землю от поганых. Олег отказался под тем предлогом, что судить его епископ, игумены и смерды не должны. Тогда братья объявили ему войну и выступили к Чернигову.

3 мая, в субботу, Олег попытался из Чернигова бежать, и, преследуемый братьями, затворился в Стародубе. Стародуб осадили и пытались штурмовать, пока Олег не запросил мира. Святополк и Владимир приказали ему идти в к брату Давыду Святославичу в Смоленск, и с ним вместе явиться в Киев, старейший город во всей земле, на совещание и для заключения договора. Смоленцы не приняли Олега, из-за чего он пошел к Рязани.

В это время, в воскресенье, Боняк с половцами пришел к Киеву и пожег на Берестове двор княжий. Куря воевал у Переяславля и сжег 24 мая Устье. 30 мая тесть Святополка Тугоркан пришел к Переяславлю и стал около города. Святополк и Владимир выступили против него, и в сражении 19 июля одержали победу, убив самого Тугоркана, его сына и других князей. 20 июля снова пришел к Киеву Боняк, чуть не ворвался в Киев, зажег предградье, выжег Стефанов и Германов монастыри и деревни, пожег и разграбил Печерский монастырь.

Здесь следуют описания мнений различных авторов о происхождении половцев, которые получаются родственниками торкменов, печенегов и торков в отличие от хвалисов, болгар и сарацин. После этого вставлено "Поучение" от имени Владимира Мономаха. Далее  приведен рассказ автору о неизвестном народе, живущим в горах северных за землей Югорской. После этих вставок автор возвращается к изложению дальнейших событий.

Олег, взяв воинов в Смоленске, не пришел в Киев с братом Давыдом, а пошел к Мурому, где сидел Изяслав Владимирович. Изяслав собрал много воинов из Суздаля, Ростова и белозерцев и отверг предложение Олега уйти в Ростов, чтобы он мог сесть в Муроме в волости отца своего и заключить договор с Владимиром. 6 сентября Изяслав погиб в битве, его тело отвезли к брату Мстиславу в Новгород и похоронили в церкви святой Софии. Олег вошел в Муром и горожане его приняли. Он перехватал ростовцев, белозерцев, суздальцев, заковал их, а сам пошел на Суздаль. Когда суздальцы сдались, он одних похватал, а других изгнал и отнял их имущество. После этого Олег занял также Ростов, захватил таким образом всю землю Муромскую и Ростовскую, посажал своих посадников по городам и начал собирать дань.

Мстислав Владимирович прислал из Новгорода посла, требуя от Олега оставить Суздаль и уйти в Муром, не сидеть в чужой волости, обещая просить за него перед отцом. Олег же не послушал его, и хотел захватить Новгород. В результате действий Мстислава Олег сжег Суздаль и бежал в Муром. Мстислав из Суздаля опять предложил мир, прося отпустить захваченную дружину и обещая послушание Олегу как старшему. Олег вступил в переговоры и попытался застать Мстислава врасплох, но тот успел собрать распущенную было дружину из новгородцев, ростовцев и белозерцев, после чего войска князей 4 дня простояли друг против друга у Суздаля. К Мстиславу на помощь подошел посланный отцом Вячеслав с половцами. В состоявшейся битве победил Мстислав. Олег бежал в Муром, затворил там Ярослава, а сам пошел в Рязань. Мстислав заключил с муромцами мир, освободил ростовцев и суздальцев, после чего двинулся за Олегом. Тому пришлось бежать и из Рязани, а Мстислав заключил мир с рязанцами и освободил своих людей, заточенных Олегом. После этого он опять послал Олегу, предлагая тому обратиться к братьям и обещая свое заступничество перед отцом. Получив обещание Олега, он возвратился в Суздаль, а оттуда - в Новгород.

Значимыми действующими лицами политики являются не только церковные деятели и княжеская дружина, но и люди градские.
Если дни недели, суббота (3 мая) и следующее вроде бы за ним воскресенье указаны правильно, то Олег состоял в тесном союзе с половцами. Нападение Боняка на Киев, обозначенное воскресеньем, если оно произошло 4 мая, прямо указывает на то, что их военные действия были скоординированы.

Любопытно, что наведением порядка на северо-востоке Руси занимается князь новгородский, а не киевский или переяславский. Это важно, даже принимая во внимание, что земли эти контролируются Всеволодовичами, а Мстислав был до Новгорода князем Ростовским. Если иметь ввиду, что Новгород - город торговый по преимуществу, можно заключить, что эти действия совершаются в рамках установления на Руси порядка, нужного торговцам. Олег Святославич выражает интересы военной группировки и военного развития. Киев же, как город центральный, не сформировал еще свою политику окончательно, так как в нем присутствуют обе группировке, и обе они достаточно сильны.

1097

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6605 (1097). Состоялся совет в Любече для установления мира. Участвовали Святополк Киевский, Владимир Переяславский, Давыд Игоревич Владимирский, Василько Росиславич Требовольский, Давыд Святославич Смоленский, которые решили объединиться и блюсти Русскую землю от половцев и совместно выступать против нарушителя договора. За всеми князьями закреплены отчины: за Святополком - Киев, отчина Изяслава; за Владимиром - Всеволодова, за Давыдом, Олегом и Ярославом - Святославова. За другими князьями - города, розданные Всеволодом: Владимир за Давыдом Игоревичем, Перемышль за Володарем Ростиславичем, Требоволь - за Василько Ростиславичем.

В ноябре после совета Святополк и Давыд приехали в Киев, где некоторые мужи стали говорить Давыду Игоревичу, что Владимир объединился с Васильком против него и Святополка. Давыд сказал Святополку, что Василько сначала убил его брата Ярополка, а теперь вместе с Владимиром злоумышляет против них самих чтобы сесть в Киеве самому, отдав Владимир Василько. Поскольку Василько собирался уезжать к себе и никак не соглашался задержаться, братья обманом добились его приезда к Святополку, после чего заперли. Созванные на утро бояре и киевляне высказались за наказание Василько, тогда как игумены просили за него. Святополк колебался, Давыд предложил ослепить Василько. Его отвезли в Белгород, где торчин Берендий, овчар Святополка, при помощи Сновила Изечевича, конюха Святополка, Дмитра, конюха Давыда, и других ослепил его. Затем Василько отвезли во Владимир и посадили во дворе Вакееве, приставив стеречь 30 человек и двух отроков княжих, Улана и Колчка. Узнав о произошедшем, Владимир предложил собраться в Городце, чтобы поправить зло среди братьев, или начнется еще большая междоусобица и погибнет земля Русская, а половцы придут и возьмут ее.

 

1098

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6606 (1098). Святополк и Давыд, собрав воинов, отправились на встречу с Владимиром, Давыдом и Олегом к Городцу. Те послали на встречу своих мужей, которые от имени Владимира спросили Святополка, почему он ослепил брата вместо того, чтобы обличить его перед другими братьями, и предложили Святополку объявить вину Василько. Святополк рассказал, как его подговорил Давыд, и что это именно Давыд ослепил Василько, но мужи ответили, что все это произошло в городе Святополка, а не Давыда, после чего ушли. На следующее утро, когда они собирались перейти Днепр и напасть на Святополка, киевляне, не отпустив князя, послали к Владимиру вдову Всеволода и митрополита Николу, чтобы заключить мир, указывая на половецкую опасность. Владимир уступил из уважения к ним. Сошлись на том, что все произошло из-за Давыда, поэтому Святополк должен его либо схватить, либо прогнать.

Когда Давыд узнал, что против него выступили Владимир и Святополк, он вступил в переговоры с Василько при посредничестве автора летописи, однако они не дали результата. В процессе переговоров Василько рассказал летописцу, что Давыд хочет отдать его полякам, потому что он сделал им много зла и еще хотел сделать, мстя за Русскую землю. Собрал Василько берендеев, печенегов, торков, и хотел просить у Володаря и Давыда младшую дружину, чтобы идти на землю Польскую зимой и летом, завладеть ею, а потом захватить болгар дунайских и посадить их у себя. После этого Василько хотел получить согласие Святополка и Владимира на свой поход против половцев.

С приходом Пасхи Давыд пошел, чтобы захватить волость Василько, но встретил его брата Володаря, был вынужден запереться в Божеске и выдать Василько брату, после чего был заключен мир.

Весной Володарь и Василько пошли на Давыда, взяли приступом город Всеволж, а всех людей иссекли. Затем осадили Владимир, где был Давыд, и обратились к горожанам, требуя выдачи Туряка, Лазаря, Василя, подговоривших Давыда. На вече горожане решили, что не будут биться из-за этих мужей, хотя за князя готовы, но тоже не будут, если он не выдаст виновных. Туряк бежал в Киев, а Лазарь и Василь были выданы и казнены. После этого заключили мир, и нападавшие ушли.

Вот пожалуйста, крах военного направления развития, которого придерживался Василько. Возможно также, что Давыд или Святополк действовали не просто из жадности и властолюбия, но также из соображений внешнеполитических, желая, например, отвести угрозу от Польши.

1099

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6607 (1099). Против Давида к Берестью выступил Святополк. Давид бежал в Польшу и заручился поддержкой Владислава за 50 гривен, но заступничество Владислава не принесло результатов. Давид вернулся во Владимир, рассчитывая на поляков, но те его обманули. Святополк осадил Владимир на 7 недель, но затем разрешил Давыду выйти. Он занял город, а Святополк бежал в Польшу. После этого Святополк выступил уже против Володаря и Василька в нарушение данной им клятвы, желая вернуть себе волости отца и брата. В поле на Рожни состоялась битва, в которой Святополк был побежден. Он бежал во Владимир с двумя сыновьями, и двумя Ярополчичами, и Святошой, сыном Давида Святославича, и прочей дружиной. Володарь и Василько их не преследовали.

Святополк посадил во Владимире Мстислава, сына от наложницы. Сына Ярослава он послал в Венгрию, приглашая венгров на Володаря, а сам пошел в Киев.
Ярослав привел к Перемышлю венгерского короля Коломана и двух епископов. Володарь затворился в городе. Давыд вернулся из Польши, посадил у Володаря свою жену, а сам поехал к половцам и вернулся с Боняком. В сражении венгры были разбиты, погиб епископ Купан, многие бояре и воины. Ярослав бежал в Берестье через Польшу. А Давыд осадил Владимир и пытался взять его приступом, но не смог.

12 июня Мстислав Святополчич погиб. Горожане собрались на вече, и, боясь сдаться из-за Святополка, послали к нему за помощью. Святополк послал воеводу Путяту. Тот сначала захватил в Луцке Святошу Давыдовича с мужами, который обещал предупредить Давыда, а затем внезапно разгромил лагерь Давыда при помощи вышедших из города владимирцев. Давыд бежал со своим племянником Мстиславом, во Владимире был посажен посадником Святополка Василь. Святоша вернулся в Луцк, а Путята  - в Киев. Давыд опять привел Боняка, осадил Святошу, после чего они заключили мир. Святоша ушел в Чернигов, Давыд занял Луцк, а затем пошел к Владимиру, захватил его после бегства посадника Василя, и сел в нем.

 

Девятый и десятый циклы     Шестой и седьмой циклы

 

На главную

Rambler's Top100