В. Г. Савельев

Проект «Социум как адаптационная система                   

 

 

 

Первый

год

любого периода

  

Цикл

подсистемы

(31 год)

 

Субцикл

подсистемы

(13 лет)

 

 

Цикл

системы

(85 лет)

 

Малый

период

развития

(229 лет)

 

Большой

период

развития 

(841 год)

 

"Повесть временных лет"
(использован перевод Д.С. Лихачева).

Шестой (934-1018 гг.) и седьмой (943-1027 гг.) циклы социальной системы

 

 

 

Комментарии

 

 

Конец

периода

 

Название

изменяющейся

подсистемы

 

Конец

периода

Утверждающаяся

характеристика

организационного

уровня подсистемы

 

Конец

периода

 

 

Конец

периода

 

 

Конец

периода

 

 

+30

 

+12

 

+84

 

+228

 

+840

 

 

 

934

964

Деятельностная

946

 Выборный правитель/

 Внешнеторговая

 экспансия

1018

6

 

 

 

 

6442 (934). Первый поход угров на Константинополь, захват Фракии, Роман заключил мир.

 

935

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этого года нет в летописи.

 

936

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6445 (936).

 

937

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6446 (937).

 

938

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6447 (938).

 

939

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6448 (939).

 

940

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6448 (940).

 

941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6449 (941). Поход Игоря на греков. Болгары предупредили их, что идет 10 тыс. кораблей. Война в Вифинской земле, захват земель по Понтийскому морю до Ираклии и Пафлагонии, захват Никомидии, сожжение Суда. Грабежи, убийства, сожжение церквей, монастырей, сел. Пантифир-деместик, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами окружили русь, но в сражении она победила, вернулась к дружине своей, все погрузились в ладьи и отплыли, но были частично сожжены огнем из труб ладей Феофана.

После возращения Игорь стал собирать новых воинов и пригласил варягов из-за моря.                                                                  

Описание похода не сопровождается перечислением племенных групп, в нем участвовавших. Это может свидетельствовать о том, что поход не был мероприятием общегосударственным. И воюет именно русь, которая побеждает в сражении с Федором-стратилатом и возвращается к дружине! Возможно, это был такой варяжский грабительский поход, в то время как собственно Киевская Русь и ее города ориентировались на Византию как торгового партнера и в походе в этот раз не участвовали. В отличие от следующего похода 944 года, когда в государстве опять определился поворот к военной экспансии как наиболее привлекательной деятельности.

942

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6430 (942). Симеон ходил на хорватов, но потерпел поражение. После смерти Симеона князем болгар стал его сын Петр.

 

943

973

Деятельностная

955

Управление ресурсами//

Военная экспансия

1027

7

1171

3

 

 

6451 (943). "Вновь пришли угры на Царьград и, сотворив мир с Романом, возвратились восвояси".

 

944

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6452 (944).  Игорь с войском из варягов, руси, полян, словен, кривичей, тиверцев, наняв печенегов, выступил в поход на Царьград. Корсунцы и болгары предупредили императора Романа, который направил послов отдельно к Игорю и к печенегам. Он предложив Игорю мир и дань больше той, что брал Олег. На совете у Дуная дружина высказалась за принятие условий Романа, Игорь взял с греков золото и поволоки на всех воинов и вернулся домой, отправив печенегов на Болгарию.       

В этот раз и войско ото всех племен, и дружина не существует отдельно от руси, а совещается с князем. Что может говорит об общегосударственном характере похода и о переориентации государства на доминанту военной деятельности.

945

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6453 (945). Послы императоров Романа, Константина и Стефана предложили Игорю восстановить прежний мир. Игорь послал в Византию своих мужей, послов (один от Игоря и общие послы, в том числе от Святослава, сына Игоря; княгини Ольги; Игоря, племянника Игоря; Володислава, Предславы, Улеба) и купцов от великого князя русского, всего княжья, его бояр и всех людей Русской земли, которые вместе с Романом, его боярами и сановниками составили хартию о возобновлении старого мира и утверждении союза любви.

В содержательной части хартии оговариваются: право русских посылать в Византию сколько угодно кораблей с послами и купцами и способ контроля со стороны греческих властей с допустимыми санкциями; поведение русских, пришедших не для торговли (не брать месячины, не бесчинствовать в селах и стране); место проживания послов и купцов в Царьграде и порядок получения ими месячины; правила захода в город - без оружия, по 50 человек, в сопровождении царева мужа, который надзирает и судит; ограничения на цену и порядок покупки паволоки; обязательство греков давать пищу на дорогу и необходимое для ладей; запрет русским зимовать. Далее следуют статьи: о возвращении беглых и компенсация от греков за убежавшего к ним челядина; о наказании за взятие чего-либо, воровство; о стоимости выкупа пленных или христиан у русских и русских (так же рабов) у греков.

Регулируются отношения русских с Корсунской страной: русские не могут здесь воевать, за что имеют право получить воинов, когда попросят; русские обязаны возвращать в неприкосновенности греческие корабли, выброшенные на берег; корсунцы имеют право ловить рыбу в устье Днепра; русские не должны зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; русские обязаны не пускать в Корсунскую страну черных болгар.

Устанавливаются ответственность за насилие: греков за злодеяние может наказывать только царь; за убийство грек отвечает перед родственниками убитого смертью или имуществом; за удар мечом, копьем, другим оружием  - штраф серебром.

Великий князь обязан поставлять воинов царям греческим, когда они пожелают.
Нарушивший грамоту не получит помощи от бога и от Перуна, будет рабом в загробной жизни и заклан собственным оружием.

Послы царей прибыли в Киев и привели к присяге князя Игоря  и язычников на холме, где стоял Перун, а христиан русских - в соборной церкви, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар. Игорь одарил послов греческих мехами, рабами и воском.

Осенью Игорь замыслил пойти на древлян за еще большей данью, так как дружина пожаловалась князю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". Игорь пошел, и прибавили к прежней дани новую, и творил насилие над древлянами. Взяв дань, он с дороги вернулся с малой частью дружины за еще большим богатством.

Древляне, обсудив ситуацию с князем Малом, сначала предупредили Игоря, а затем убили его и дружинников, выйдя из Искоростеня, и погребли в своей земле. Затем отправили 20 мужей в ладье к Ольге с ребенком Святославом, кормильцем Асмудом и воеводой Свенельдом, чтобы взять Ольгу за князя Мала, а Святослава пленить.

Далее следует рассказ о мести Ольги, которая расправилась сначала с первым и вторым посольствами -дружиной древлян, а затем с древлянами на могиле Игоря, справляя тризну, после чего вернулась в Киев собирать войско в поход на древлян.

Важно заметить, что никаких великих князей, кроме Игоря, на Руси больше нет. Есть княжье, которое, наверное, может трактоваться как члены княжеского дома. Или подчиненные местные князья, но уже с совсем другими полномочиями. Нет, кстати, и великих бояр. То есть можно предположить, что децентрализованная власть к этому времени оказалась реорганизованной в централизованную, как это и должно было произойти с точки зрения данной периодизации в течении 924-936 гг.

Глава о возмездии за нарушение договора указывает, что среди русских уже были крещёные. Некрещеные ответственны перед Перуном, но также могут получить свое возмездие от щитов, мечей, стрел и иного оружия. Худшая же кара - рабство в течении всей загробной жизни, указывает, кроме религиозных воззрений, на наличие сформировавшейся социальной группы рабов.

Вообще социальные группы определены достаточно ясно. Есть купцы, послы и просто русские. Есть великий князь русский, есть всякое княжье, есть бояре великого князя и люди Русской земли, челядины и рабы.
Сохраняются элементы родового права, за убийство карают родственники.

Заявлено равенство греков и русских.

В порядке получения месячины устанавливается иерархия городов: Киев, Чернигов, Переяславль и прочие.

946

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6454 (946). Ольга пошла на древлян и победила в битве, которую начал ее сын ребенок Святослав. Дальше был осада Искоростеня в течении лета, возможно, с одновременным покорением других городов. Искоростень подожгли и взяли обманом, после чего состоялось пленение городских старейшин, убийство и передача в рабство части людей. Часть была оставлена платить дань. Ольга наложила тяжкую дань, две части которой шли в Киев, одна - ей в Вышгород. После этого Ольга прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Её стоянки и места охоты сохранились.

 

947

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6455 (947). Ольга совершила путешествие к Новгороду с установлением погостов и даней по Мсте, оброков и даней - по Луге. Сохранились ее ловища, ее места и погосты, места для ловли птиц по Днепру и по Десне, и село её Ольжичи.

 

948

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6456 (948).

 

949

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6457 (949).

 

950

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6458 (950).

 

951

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6459 (951).

 

952

 

 

964

Владельцы//

Управление ресурсами

 

 

 

 

 

 

6460 (952).

 

953

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6461 (953).

 

954

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6462 (954).

 

955

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6463 (955). Ольга совершила поездку в Царьград, к императору Константину, сыну Льва. Здесь состоялись неудачное сватовство императора и крещение Ольги императором и патриархом. Вернулась княгиня с дарами - золотом, серебром, паволоками, сосудами. Вслед за Ольгой в Киев прибыли послы императора, который надеялся получить ответные дары - челядь, воск, меха, воинов в помощь, но Ольга потребовала его личного ответного визита для получения даров.

Святослав не послушался матери и не принял крещения, смеясь над теми, кто крестился, и опасаясь таких же насмешек дружины, думая, что  она не примет христианство. Воспитывая Святослава до совершеннолетия, Ольга молилась за сына и всех людей русских.

 

956

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6464 (956).

 

957

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6465 (957).

 

958

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6466 (958).

 

959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6467 (959).

 

960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6468 (960).

 

961

991

Социальная

973

Частноправовое общество//

Владельцы

 

 

 

 

 

 

6469 (961).

 

962

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6470 (962).

 

963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6471 (963).

 

964

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6472 (964). Святослав возмужал, стал собирать воинов, и много воевал. В походах вел себя наравне с другими воинами. О нападении предупреждал. В походе на Оку встретил вятичей, которые платили дань хазарам - по шелягу с сохи.

Следует отметить, что на этот момент истории существует две поколенческих линии. Если доминирующая поколенческая линия утверждает в качестве деятельной цели социума военную деятельность, и соответственно реорганизует сначала деятельностную подсистему, а затем, в лице своих преемников, другие подсистемы социума, то фоновая связана с поколением, пытавшимся утвердить в качестве деятельностной цели социума торговую экспансию. Святослав, вне всякого сомнения, выражает интересы военной деятельности. В отличие от Ольги, которая, вероятно, в качестве доминирующей деятельности предпочла бы торговлю и ориентацию на Византию.

Поскольку период реорганизации деятельностной подсистемы заканчивается в 973 году, борьба между сторонниками разных видов деятельности должна была влиять на то, что происходило в период возмужания и активной внешнеполитической деятельности Святослава. Не в этом ли причина его известной нелюбви к Киеву и стремления обосноваться в городе на Дунае?

965

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Произошла битва с хазарами, во главе которых встал их князь Каган. Святослав победил и взял столицу Белую Вежу. После этого победил ясов и касогов.

 

966

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6474 (966). Святослав победил и обложил данью вятичей.

 

967

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6475 (967). Святослав отправился в поход на болгар дунайских, одолел в битве, взял 80 городов по Дунаю и сел княжить в Переяславце, беря дань с греков.

 

968

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6476 (968). Святослав оставался в Переяславце, когда пришли печенеги и осадили Киев, где были Ольга и ее внуки Ярополк, Олег и Владимир. Воевода Претич с другого берега Днепра предпринял попытку вывезти Ольгу и княжичей, печенеги отступили на реку Лыбядь, опасаясь, что это пришел князь Святослав. Печенежский князь обменялся оружием с воеводой Претичем. После этого киевляне послали гонца к Святославу, упрекнув его, что он ищет чужой земли, а свою покинул. Святослав вернулся в Киев на конях, собрал воинов и прогнал печенегов в степь, после чего наступил мир.

Поведение воеводы Претича может отражать настроения на мир с печенегами, существовавшее в Киеве. Если печенеги выполняли поручение Византии, отвлекая силы Святослава от Балканского театра военных действий, а Киев также не был заинтересован в болгаро-греческой кампании Святослава, мешавшей торговле, то внимание летописи к братанию воеводы Претича и печенежского князя хорошо объясняет ситуацию.

969

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6477 (969). Святослав объявил матери и боярам, что предпочитает жить в Переяславце, ибо там середина его земли, и туда стекаются все блага из Греции (золото, поволоки, вина), Чехии и Венгрии (серебро, кони), Руси (меха, воск, мед, рабы). Ольга задержала его до своей смерти, и через три дня умерла. Она была похоронена как христианка, и продолжает после смерти молиться за Русь.

Стремление Святослава обосноваться в Переяславце может служить подтверждением того, что существовала борьба между двумя моделями развития, торговой и военной. Если предположить, что властно-политическая система к тому моменту потерпела существенное изменение, как это предполагается в данной периодизации, и князь должен был считаться с настроениями в Киеве, это стремление обосноваться на новом месте и избежать серьезной политической борьбы, взяв с собой только сторонников собственной линии, становится хорошо понятным.

970

1000

Социальная

982

Либерализм//

Частноправовое общество

 

 

 

 

 

 

6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега у древлян. Новгородцы попросили князя себе, угрожая тем, что сами добудут его себе в случае отказа. Ярополк и Олег отказались. По предложению Добрыни новгородцы взяли князем сына Святослава и сестры Добрыни Малуши, которая была ключницей Ольги. Отцом Добрыни и Малуши был Малк Любечанин. Владимир с Добрыней ушел в Новгород. Святослав отправился в Переяславец.

 

971

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6479 (971). Святослав пришел к Переяславцу, но был вынужден вновь завоевывать его. Победив в битве, он взял город приступом. Затем известил греков, что хочет идти на Константинополь. После неудачных переговоров состоялось сражение, победив в котором, Святослав предпринял поход к Константинополю, разоряя города, но до Царьграда не дошел. Император опять начал переговоры, и испытал Святослава, сначала предложив ему золото и паволоки, которые были отвергнуты, а затем передав оружие, которому Святослав принял с благодарностью. После этого император дал дань на всех воинов, в том числе на убитых, и даров много. Святослав вернулся в Переяславец.

Собираясь за пополнением на Русь, Святослав после совета с дружиной отправил послов к императору в Доростол. Был заключен договор о мире и союзе (при великом князе русском Святославе и при Свенельде) от имени князя русского Святослава вместе со всеми его русскими подданными, с боярами и прочими, с одной стороны, и великими царями греческими, Василием и Константином, и всеми их людьми, с другой. Святослав обязался не ходить ни на Византию, ни на Корсунскую, ни на Болгарскую страну, а кроме того, воевать на стороне греков против замысливших на их страну. В качестве кары за нарушение договора указываются проклятье Перуна и бога скота Велеса, пожелтение, как золото, поражение от собственного оружия.

Заключив договор, Святослав отправился на Русь на ладьях, но переяславцы предупредили печенегов, которые заняли пороги. Не послушав воеводу Свенельда, который предлагал обойти пороги на конях, Святослав был вынужден зимовать в Белобережье, и пережил со своим войском голод.

В клятве появилось неприятие золота. Это, как и история с испытанием Святослава, опять указывает, что Святослав и его войско ориентировались не на торговые, а на военные интересы. Странен торговец, презирающий золото, тогда как в систему ценностей воина это укладывается. Не находя поддержки своим военным устремлениям в Киеве, который ориентировался в большей степени на внешнюю торговлю и торговцев, Святослав предпринял войну с болгарами и греками, надеясь найти новую землю, устроенную по своим правилам и нацеленную на военную экспансию. Когда же это мероприятие потерпело неудачу, он решил вернуться в Киев, и, может быть, начать все сначала.

Непонятно, какие переяславцы имеют в виду. Ранее, в договоре 945 года, упоминается русский Переяславль. Если речь идет о нем, то в Киеве и на Руси точно была партия, сопротивлявшаяся целям Святослава. Эта борьба в тот момент должна была вестись вокруг того, какая социальная группа, военные или торговцы, является ведущей в государстве. Вопрос достаточно серьезный для заговора против князя, выражающего интересы только одной социальной группы. А в том, что Святослав был целиком военным лидером, сомневаться не приходиться. Впрочем, даже если весть печенегам передали другие, болгарские переяславцы (вроде бы, согласно этой же летописи, русский Переяславль был основан позже), это не отменяет борьбы в государстве между этими социальными группами.

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6480 (972). Весной Святослав двинулся к порогом и погиб в сражении с князем печенегов Курей, причем тело его оставили печенегам. Правление Святослава длилось 28 лет.

Свенельд пришел в Киев к Ярополку.

 

973

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6481 (973). Начал княжить Ярополк.

 

974

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6482 (974).

 

975

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6483 (975). На охоте близ Киева Олег, правивший в Деревской земле, убил охотившегося тут же сына Свенельда Люта. После этого Свенельд стал подговаривать Ярополка лишить Олега его волости.

 

976

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6484 (976).

 

977

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6485 (977). Ярополк вторгся в Деревскую землю и одержал победу в битве с Олегом. Тот бежал в Овруч и погиб в давке, сброшенный с моста. Ярополк оплакал его, упрекнул Свенельда и присоединил владения Олега к своим. Владимир испугался и бежал за море, а Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел Русью один. У него была жена гречанка, прежде монахиня.

Ярополк восстановил, видимо, централизованное правление, которому препятствовал равный статус братьев после смерти отца. Кроме того, этот отрывок, вероятно, опять указывает на различную ориентацию в княжеском доме. Владимир ориентирован на варягов, их культуру и военную традицию. Ярополк имеет жену гречанку-христианку, что является знаком его близости Константинополю и мирным торговым отношениям с Византией, установленным при княгине Ольге, которая закрепила мирную византийскую ориентацию принятием христианства.

978

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6486 (978).

 

979

 

 

991

Граждане//

Либерализм

 

 

 

 

 

 

6487 (979).

 

980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и предупредил брата Ярополка, что идет на него войной. Потом послал в Полоцк к Рогволду сватать его дочь Рогнеду, но получил отказ, потому что она собиралась за Ярополка. Рогволд пришел из-за моря и держал власть в Полоцке, а Туры держал власть Турове. Владимир собрал воинов из варягов, словен, чуди и кривичей, напал на Полоцк, убил Рогволда и двух его сыновей, а дочь взял в жены.

После этого с большим войском пришел к Киеву, а Ярополк заперся в городе со своими людьми и с воеводой Блудом. Владимир вступил в переговоры с Блудом, апеллируя к тому, что именно Ярополк начал войну с братьями, и обещая почитать воеводу как отца. Блуд согласился с доводами Владимира, и собирался убить Ярополка во время оговоренного приступа, но этому мешали горожане. Рассказав об измене киевлян, Блуд подговорил Ярополка бежать из города, что тот и сделал, перебравшись в город Родню в устье Роси. Владимир занял Киев и осадил брата в Родне. Тогда Блуд посоветовал заключить мир из-за неравенства сил, на что Ярополк согласился. Отвергнув предложение Варяжко, который предрекал убийство и предлагал бежать к печенегам за войском, Ярополк отправился к брату и был убит при входе двумя варягами. Варяжко же бежал к печенегам и долго воевал с Владимиром, пока тот клятвой не привлек его на свою сторону. Владимир стал жить с женой брата, гречанкой, но без брака. Была она беременна, и родила сына Святополка от двух отцов - Ярополка и Владимира. Владимир Святополка из-за этого не любил.

Варяги обратились к Владимиру с требованием выкупа от горожан по две гривны с человека, поскольку город был ими захвачен и принадлежал им. Владимир выговорил месяц на сбор кун, но выкупа не дал. Тогда варяги запросились в Греческую землю. Владимир послал царю послов с предупреждением, чтобы тот не держал варягов в городе, а расселил их по разным местам, не пуская обратно на Русь. После чего выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых, которым раздал города, а остальных отправил в Константинополь. 

После этого он стал один княжить в Киеве. На холме за теремным двором были поставлены деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорос, Дажьбог, Стрибог и Мокошь, которым приносились жертвы, приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам.

Дядя Владимира Добрыня был посажен в Новгороде. Он тоже поставил кумира над рекой Волховом, ему приносились жертвы.

У Владимира было пять жен и много наложниц: 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в на Берестове. От Рогнеды имел Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода; от гречанки - Святополка, от чехини - Вышеслава, от другой жены - Святослава и Мстислава, от болгарыни - Бориса и Глеба. Приводил он к себе замужних женщин и растлевал девиц. Этим он сравним с Соломоном, однако тот был мудр, но в конце концов погиб, а Владимир - невежда, а обрел себе вечное спасение, приняв христианство.

Поведение Владимира может толковаться двояко.  С одной стороны, он может восстанавливать свои частные права на Новгород. С другой стороны, выражать интересы воинствующей части элиты, выступающей за военные способы решения проблем, с одной стороны, за расширение территории, с другой, и военную деятельность как главную. Очень может быть, что Владимир использует в своих целях энергию военной экспансии, идущую из-за моря, чему примерами могут служить как Рогволд в Полоцке, так и дальнейшее поведение варягов в войске Владимира. Возможно, он всего лишь восстановил русскую власть в Полоцке, захваченном Рогволдом недавно.

В рассказе о киевском походе много интересного. Позиция воеводы Блуда явно говорит о том, что в славянской элите как минимум была группировка, не согласная с политикой Ярополка. Причем это именно военная группировка. Возможно, Ярополк следовал торговой традиции своей матери, а элита желала военной экспансии, сторонником которой виделся Владимир, завоевавший Полоцк, а раньше силой восстановивший свою власть в Новгороде. Причем варяги в стане Ярополка также были более склонны к военному решению проблем, о чем говорит история с Варяжко. Возможно, это было связано не только с ориентацией на разные виды деятельности, но определялось также религиозными разногласиями. На гречанке-монахине Ярополк был женат, а Владимир жил с ней не в браке, то есть Ярополк вполне мог быть сторонником христианства или христианином. Святополк, законный сын и наследник Ярополка, рожденный христианкой, хотя бы и бывшей монахиней, должен был только приветствоваться христианским писателем, однако он "зол плод" от греховного корня.  Естественно, этот аспект истории не акцентируется, так как  нельзя было подвергать сомнению легитимность Владимира и его потомков.

981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6489 (981). Владимир провел войну с поляками, захватил Перемышль, Червен и другие города. Также победил вятичей, и восстановил власть над ними, обложив данью с каждого плуга, как и Святослав.

 

982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6490 (982). "Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично".

 

983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6491 (983). Владимир победил и завоевал ятвагов.
После войны пошел к Киеву, принося жертвы кумирам. Старцы и бояре бросили жребий, чтобы принести в жертву отрока или девицу. Выбор пал на сына варяга, пришедшего из Византии христианином. Когда варяг отказался выдать сына, проповедуя христианство, его двор сожгли, а самого убили вместе с сыном.

Этот отрывок можно трактовать как свидетельство борьбы язычников с христианами. Что соответствует периоду поиска идеологии как основы дальнейшего развития. Греческое христианство, видимо, выступало реальной альтернативой язычеству.

984

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6492 (984). Владимир совершил поход на радимичей. Их победил на реке Пищане воевода Волчий Хвост.

 

985

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6493 (985). Поход Владимира с Добрыней на болгар (видимо, волжских) в ладьях, в сопровождении торкской конницы. После победы, увидев, что пленные болгары в сапогах, Добрыня посоветовал Владимиру искать для дани лапотников, а от болгар дани не ждать. Владимир заключил мир и вернулся в Киев.

 

986

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6494 (986). Посольство болгар-магометан, предложивших Владимиру принять ислам: верить в Бога, не есть свинины, не пить вина, по смерти, как и здесь, творить блуд с женами; кто беден на этом свете, будет беден и на том; также говорили другую ложь. Владимиру не понравилось  обрезание, воздержание от свинины, воздержание от вина.

Потом пришли иноземцы из Рима от папы и сказали о том, что их вера - свет, а они кланяются Богу, сотворившему небо, землю, звезды, месяц и все, что дышит. Языческие боги - просто дерево. Заповеди: пост по силе, питье или еда - во славу божию. Владимир в ответе немцам сослался на своих предков, которые не приняли этой веры.

Услышав об этом, пришли хазарские евреи, которые верят в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова, имеют закон обрезаться, не есть свинины и зайчатины, соблюдать субботу. Когда Владимир выяснил, что земля евреев в Иерусалиме, но Бог рассеял их отцов по разным странам за грехи, а землю отдал христианам, он поинтересовался, как они могут проповедовать, будучи отвергнутыми Богом? Бог не любит евреев и их закон.

Затем греки прислали философа, который раскритиковал все другие религии и рассказал о христианстве. Владимир впечатлило изображение судилища Господня, разделение на праведников, идущих в рай и грешников, идущих на мучение. Он одарил философа и отпустил с честью великою, но решил подождать и узнать о верах еще.

Вопрос о выборе религии встает в период поисков идеологии, что вполне естественно. Мировоззрение было религиозным. Однако в рамках данной периодизации напрашивается мысль, что греческое христианство оказалось для русских наиболее совместимым с установкой на либерализм. Буквально получается, что греческое христианство в данном случае - средство утверждение либерализма. А утверждался либерализм в борьбе с этатизмом, основанием которого выступает в той ситуации поклонение Перуну и сформированного вокруг него пантеона богов. Сказать что-либо более определенное по этому поводу я в данный момент не готов.

987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6495 (987). Владимир собрал своих бояр, городских старцев и рассказал им о визитах, спрашивая совета о том, кому верить. Ответ бояр и старцев понравился князю и всем людям. Решили послать послов, чтобы посмотреть обряды на месте.

Было выбрано 10 мужей, которые сначала сходили к болгарам и вернулись, а затем отправились к немцам и грекам. В Византии царь обратился к патриарху, русским показали праздничную службу, после чего цари Василий и Константин отпустили их с дарами и почестями.

Владимир вновь созвал своих бояр и старцев, и велел послам говорить перед дружиною. Послы рассказали о том, как их поразила греческая служба своей красотой. После чего бояре заключили, что если бы закон греческий был плох, то не приняла бы его княгиня Ольга. Перед Владимиром встал вопрос, где принимать крещение. Бояре передали решение на волю князя.

Есть князь, бояре князя, городские старейшины и все люди, в другом месте - дружина. Значит ли это, что именно и только члены дружины считались людьми, мужами, тогда как остальное население было отстранено от принятия решений, или же слово дружина употребляется в смысле все воины, то есть все граждане, главным признаком которых является участие в военной деятельности, к сожалению, не понятно. Такое собрание,  либо узкое, включающее князя, бояр, городских старейшин и членов княжеской дружины, либо широкое, включающее также народное ополчение, всех людей, от которых и старейшины, является, видимо, верховной власть. Согласно периодизации на данном этапе власть устроена в виде централизованного полицентризма выборного правителя. То, что князь не решает сам, единолично, а созывает совет, подтверждает это.

988

1018

Властная

1000

Моноцентризм//

Граждане

 

 

 

 

 

 

6496 (988). Действия развернулись спустя год после решения о принятии греческого крещения. Владимир пошел на Корсунь и осадил его. Корсунец Анастас передал русским, как перекрыть воду в город, и князь Владимир загадал, что если сбудется, то он креститься. Когда корсунцы сдались, Владимир послал к царям Василию и Константину и потребовал в жены их сестру Анну, угрожая взять Константинополь в случае отказа. Цари поставили условием женитьбы крещение Владимир, на что князь согласился, предложив крестить его пришедшим с Анной.

К моменту приезда Анны с сановниками и пресвитерами Владимир болел глазами, но Анна сказала, что он выздоровеет, крестившись. Крещение провел корсунский епископ вместе с царицыными попами в церкви святого Василия, Владимир тотчас прозрел и прославил Бога. Многие дружинники, увидев это, тоже крестились. Существуют также неверные мнения, что крестился Владимир в Киеве, или Василеве, или в другом месте.
Владимиру было сказано, что он не должен принимать учение от латинян как искаженное. Князь взял царицу, Анастаса, священников корсунских с мощами святого Клемента и Фива, его ученика, сосуды и иконы на благословенье себе, захватил двух медных идолов и четырех медных коней. На горе в Корсуни он поставил церковь. Корсунь возвращен был грекам как вено за царицу.

Придя в Киев, Владимир низверг идолов под плач неверных. Затем предложил горожанам, богатым и бедным, нищим, рабам придти на реку креститься, чтобы не стать врагом князю. Люди пришли, ликуя, полагаясь на выбор князя и бояр, и были крещены царицыными и корсунскими попами. Затем Владимир приказал ставить церкви в тех местах, где раньше стояли кумиры, а на месте Перуна поставил церковь святого Василия. По всем городам и селам стали приводить людей на крещение, и ставить церкви по другим городам. Также князь послал собирать детей у лучших людей и отдавать в книжное обучение. Владимир крестил и 12 своих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Святополка, Всеволода, Святослава, Мстислава, Бориса, Глеба, Станислава, Позвизда и Судислава.

Вышеслав был посажен в Новгороде, Изяслав в Полоцке, Святополк в Турове, Ярослав в Ростове. После смерти Вышеслава в Новгороде был посажен Ярослав, а в Ростове - Борис, Глеб в Муроме, Святослав в Древлянской земле, Всеволод во Владимире, Мстислав в Тмутаракани.

Воюя с печенегами, Владимир решил, что вокруг Киева должно быть больше городов, и стал ставить их по Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне, населяя мужами лучшими от славян, кривичей, чуди, вятичей. И воевал с печенегами, и побеждал их.

 

989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6497 (989). Владимир при помощи греческих мастеров начал строить церковь пресвятой Богородицы, которую украсил тем, что было взято в Корсуни. Церковь была поручена Анастасу Корсунянину, служить в церкви были поставлены корсунские священники.

 

990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Года в летописи нет.

 

991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6499 (991). Владимир заложил Белгород, в нем поселено много людей из иных городов.

 

992

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6500 (992). Владимир воевал с хорватами. Вернувшись, он должен был выступить против печенегов, дошедших до Трубежа.

Постояв на Трубеже у брода, князь печенежский и Владимир договорились о поединке, который должен был решить исход войны. Победил специально вызванный младший сын одного воина, остававшийся дома, так как четыре его старших брата ушли с отцом. Затем войско разгромило печенегов в битве. На месте сражения был заложен город Переяславль в честь победившего в поединке отрока, перенявшего славу. Сам отрок был сделан великим мужем, как и его отец.

 

993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот год пропущен.

Может быть, стояние и битва с печенегами захватывает 993 год.

994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6502 (994).

 

995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6503 (995).

 

996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6504 (996). Окончена церковь святой Богородицы. Владимир обещал ей десятую часть от своих богатств и городов, десятина была дана Анастасу Корсунянину. Боярам и старцам градским был устроен великий праздник, а бедным раздали много богатств.

После этого к Василеву в день Преображения Господня пришли печенеги и разбили Владимира с дружиной. Князь спасся под мостом, после чего построил в Василеве церковь святого Преображения и устроил великое празднование на восемь дней, созвал своих бояр, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и раздал бедным 300 гривен. Возвратясь в Киев в день Успенья святой Богородицы, Владимир и здесь устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа, и радуясь тому, что они христиане.

И так делал постоянно. Увлеченный христианскими заповедями, он повелел всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать питье, пищу, деньги из казны, а также снарядил телеги, с которых давали больным и нищим все необходимое. Каждое воскресенье устраивался пир, на который приходили бояре, гридь, сотские, десятские и лучшие мужи - при князе и без князя.

Однажды князь, чтобы снискать расположение роптавшей дружины, после ропота дружины сменил на пиру деревянные ложки на серебряные, говоря, что серебром и золотом дружины не найти, а с дружиной можно найти и серебро, и золото, как дед и отец. Дружину Владимир любил, с ней совещался об устройстве страны, о войне, о законах.

С окрестными князьями - Болеславом Польским, Стефаном Венгерским, Андрихом Чешским  Владимир жил в мире.

Когда умножились разбои, епископы потребовали наведения порядка и казней, а не вир для разбойников по расследованию. Когда Владимир начал казнить, епископы и старцы сказали, что надо вернуться к вирам для обеспечения войн, которых ведется много, на оружие и коней. Владимир согласился и жил по заветам отца и деда.

Пиры с приглашением народа - верный признак определившегося значения всех граждан независимо от принадлежности к той или иной социальной группе, которых Владимир вынужден задабривать, в том числе, после военных неудач. Такое хорошо известное сегодня заигрывание с электоратом выборного правителя. Кроме того, церковные праздники - способ внедрения христианства.

Рассказ о дружине явно характеризует социум как военный, традиция которого идет от деда Игоря и отца Святослава. Причем дружина - это, видимо, уже и городское войско в некоторых случаях, поскольку должности сотских и десятских - скорее всего из городской военной организации, равно как и лучшие мужи У князя же есть его бояре и гридь.

В рассказе о мерах по отношению к разбойникам указывается, вероятно, на конфликт между христианским представлением о наказании и родовой традицией, соответственно между епископами и старцами. Епископы, видимо, сначала потребовали казней, а затем вынуждены были принять во внимание местные традиции и их целесообразность.

997

1027

Властная

1009

Децентрализм//

Моноцентризм

 

 

 

 

 

 

6505 (997). Была беспрерывная война с печенегами, и Владимир пошел к Новгороду набирать северных воинов. Печенеги узнав об этом, осадили Белгород. В городе начался сильный голод, собралось вече, которое решило сдаваться печенегам. Однако один муж смог убедить старцев градских, получил от них добро и перехитрил печенегов, показав им, что горожане имеют пищу от земли. Печенеги ушли от города.

Первое упоминание о вече. События в Белгороде можно трактовать как намек на тенденцию к децентрализации - город сам решает свои вопросы, причем военной доблести не демонстрирует, а показывает торговую смекалку и хитрость (поскольку эта тенденция к децентрализации намечается в рамках поколенческой линии, идущей от торговой, а не от военной деятельной традиции).

998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6506 (998).

 

999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6507 (999).

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6508 (1000). Умерла Малфрида. Летом умерла Рогнеда, мать Ярослава.

 

1001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6509 (1001). Преставился Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира.

Имеется ввиду Изяслав Полоцкий.

1002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6510 (1002).

 

1003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6511 (1003). Умер Всеслав, сын Изяслава Полоцкого, внук Владимира.

 

1004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6512 (1004).

 

1005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6513 (1005).

 

1006

 

 

1018

Наследственный правитель//

Децентрализм

 

 

 

 

 

 

6514 (1006).

 

1007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6515 (1007). "Перенесены святые в церковь святой Богородицы".

 

1008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6516 (1008).

 

1009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6517 (1009).

 

1010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6518 (1010).

 

1011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6519 (1011). Умерла царица Анна, жена Владимира.

 

1012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6520 (1012).

 

1013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6521 (1013).

 

1014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6522 (1014). Ярослав, получив во власть Новгород, должен был ежегодно платить Киеву 2000 гривен, и 1000 раздавать дружине. Так платили все посадники, но Ярослав отказался. Владимир собрался идти войной на Ярослава, но заболел.

Вот и наглядное свидетельство проявления тенденции к децентрализации в ее крайних формах.

1015

1045

Деятельностная

1027

Наследственный правитель/ Внешнеторговая экспансия

1099

8

 

 

 

 

6523 (1015). Ярослав послал за море и пригласил варягов против отца. В это время пришли на Русь печенеги, а Владимир послал против них любимого сына Бориса. 15 июля Владимир умер в Берестове, его смерть попытались скрыть, так как в Киеве был Святополк. Узнав о его смерти, собралось много людей, бояре плакали по заступнику страны, бедные - по своему заступнику и кормильцу. Князем Киевским стал Святополк, который созвал киевлян и стал давать им дары. Но сердце горожан не лежало к нему, потому что их братья были с Борисом.

Борис возвратился с войском, не найди печенегов, и остановился у Альты. На совете отцовская дружина сказала, что Борис, имея дружину и войско, должен сесть в Киеве, но Борис отказался, пожелав видеть Святополка вместо отца. После этого войско и дружина оставили его, а он остался со своими отроками. Святополк, с посыльным обещая Борису свою любовь и дополнительные владения, выехал в Вышгород, тайно позвал Путшу и вышгородских бояр и послал их убить Бориса. Борис узнал, что его собираются убить, но ничего не предпринял, только совершил молитву за брата своего и лег спать. Ночью Борис, его любимый слуга венгр по имени Георгий и много других отроков Бориса были убиты, причем Борис  - не сразу, и Святополк послал двух варягов добивать его. Убийцами были Путша, Талец, Еловит, Ляшко.

После этого решил Святополк убить Глеба, и пригласил его якобы к больному отцу. Глеб пошел с малой дружиною, и остановился недалеко от Смоленска на Смядыне. Здесь он узнал от Ярослава, которому передала весть Предслава, о смерти отца и убийстве брата Бориса. Пока он плакал и молился, его корабль захватили посланные Святополком убийцы, а отроки Глеба пали духом.  Некто Горясер приказал убить Глеба, и это сделал его собственный повар Торчин. Тело Глеба сначала бросили, но потом перевезли и положили рядом с Борисом в церкви святого Василия. Святослав бежал в Угры, но посланные Святополком убили его на горе Угорской. После смерти трех братьев Святополк решил перебить остальных и владеть Русской землей единолично, а пока созвал людей и раздал плащи, деньги и много богатства.

В это время Ярослав разбирался с конфликтом между варягами и новгородцами. Варяги творили насилие над новгородцами и их женами, из-за чего те восстали и перебили варягов в Поромоньем дворе. Ярослав выехал в село Ракомо, призвал обманом к себе лучших людей новгородских, напавших на варягов, и тоже перебил их. В ту же ночь он получил весть из Киева от сестры Предславы о смерти отца и гибели Бориса и Глеба. Ярослав стал печалится об отце, братьях и дружине новгородской, которую перебил. На другой день он собрал остаток новгородцев и рассказал о происходящем у Киеве на вече. Новгородцы обещали бороться за Ярослава. Во главе 1000 варягов и 40000 воинов Ярослав пошел на Святополка. Святополк собрал бесчисленно русских и печенежских воинов и вышел против Ярослава к Любечу.

Ранее говорилось, что Борис сидел в Ростове, Глеб в Муроме, Святослав в Древлянской земле, Святополк - в Турове.

Возможно, в описании данных событий имеются отголоски вовлеченности в европейскую политику. У Бориса фаворит - венгр. В числе его убийц - Ляшко, вероятно, поляк (лях). Сам Святополк женат на дочери Болеслава Польского. Ярослав тесно связан с варягами. Возможно, внутренняя борьба отражает, в том числе, какой-то выбор во внешнеполитической ориентации.

Однако не следует упускать из внимания факторы внутреннего развития. 1015 год является годом начала реорганизации деятельностной подсистемы, важнейшим элементом которой является утверждение торговой деятельности против военной экспансии, торжествовавшей ранее. Борис выступает как воин, но поход его против печенегов закончился ничем, а военные действия внутрь Руси он переносить не хочет. Дальше идет выбор между ориентацией на поляков, представлявших военный путь развития, или на интересы Новгорода как представителя торговой тенденции. Победа Новгорода означает победу торгового пути над военным.

Кроме того, следует иметь ввиду, что завершается реорганизация власти. Здесь на смену власти выборного правителя идет власть правителя наследственного. С этой точки зрения наследовать Владимиру должен бы не Святополк, который, скорее всего, был сыном Ярополка, а один из его собственных сыновей. Или же речь идет об утверждении правящей княжеской линии, что и обуславливает убийство Святополком представителей другой ветви потомков Святослава Игоревича.

1016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6524 (1016). У Любеча, когда на озерах еще был лед, войска Святополка и Ярослава оказались друг против друга, разделенные Днепром. Воевода Святополка оскорбил новгородцев, обозвав плотниками и пообещав поставить их рубить хоромы для своих, а Ярослава назвал хромцом. На рассвете Ярослав переправился и разбил Святополка. Печенеги оказались за озером и не смогли ему помочь. Святополк бежал в Польшу. Ярослав в 28 лет стал князем Киевским.

 

1017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6525 (1017). "Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви".

Значит ли это, что в 1016 году Ярослав в Киев не приходил? Или в течение года произошли еще какие-то события, не освященные летописцем? Означают ли действия Ярослава, что Киев оставался в оппозиции к нему?

1018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6526 (1018). Болеслав со Святополком и поляками выступил против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и словен и пришел к Волыню, где войска противников встали, разделенные Бугом. Кормилец и воевода Ярослава Буда спровоцировал удачное нападение Болеслава, после чего Ярославу пришлось бежать с четырьмя мужами в Новгород. Дальше он хотел бежать за море, но его остановил посадник Константин, сын Добрыни, выразив желание новгородцев продолжать борьбу. Стали собирать деньги от мужа по 4 куны, от старост - по 10 гривен, от бояр - по 18 гривен.

Болеслав тем временем вступил в Киев со Святополком, и распорядился развести свою дружину по городам на прокорм. Через некоторое время Святополк поднял антипольское восстание, их перебили по городам, а Болеслав бежал, захватив богатства, к которым приставил попа Десятинной церкви Настаса, бояр и сестер Ярослава, а также людей множество. Еще он удержал Червенские города. Святополк стал княжить в Киеве, но вскоре ему пришлось бежать от Ярослава к печенегам.

Святополк бежал в Киев, потому что киевляне его в конечном итоге не поддержали?

1019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6527 (1019). Святополк вышел против Ярослава с печенегами, произошло жестокое сражение на реке Альте, в котором Святополк потерпел поражение. Он, больной, бежал к Берестью, а затем через Польшу, и умер в пустынном месте между Польшей и Чехией. Ярослав сел в Киеве.

 

1020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6528 (1020). У Ярослава родился сын Владимир.

 

1021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6529 (1021). Брячислав Изяславич Полоцкий напал на Новгород и взял его, после чего отправился назад с новгородцами и их имуществом. Ярослав из Киева на седьмой день догнал Брячислава на реке Судомири и победил, вернув новгородцев. Брячислав бежал к Полоцку.

 

1022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6530 (1022). Ярослав пришел к Берестью.

Мстислав Тмутараканский в это время был в походе на касогов, в личном поединке победил касожского князя Редедю, забрал его богатства, жену и детей, а на касогов возложил дань. Вернувшись в Тмутаракань, он заложил церковь святой Богородицы.

 

1023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами.

 

1024

 

 

1036

Управление

деятельностью

 

 

 

 

 

 

6532 (1024). Ярослав был в Новгороде, когда в Киев пришел Мстислав Тмутараканский. Киевляне его не приняли, так что Мстислав сел в Чернигове.
В этом же году во всей стране был голод, восстали волхвы в Суздале, избивая старшую чадь в поисках запасов, и был мятеж по всей стране, пока не привезли хлеб по Волге от болгар. Ярослав суздальское восстание подавил, одних волхвов казнил, других изгнал.

Вернувшись в Новгород, Ярослав послал за варягами, с которыми пришел князь Якун. Тогда Ярослав выступил против Мстислава, встретились они у Листвена. Мстислав поставил северян в центр, а дружину - по обе стороны. Северяне приняли основной удар варягов. Кончилось битва победой Мстислава, бегством Ярослава и Якуна и возвращением одного в Новгород, другого - за море. Мстислав на поле боя увидел лежащих северян и варягов, и порадовался, что дружина цела, а пострадали чужие. После этого Мстислав предложил Ярославу раздел: Ярослав как старший брат остается в Киеве, а Мстислав получает земли на другой стороне Днепра. Ярослав не решился идти в Киев, там были его мужи, а сам он остался в Новгороде. Мстислав обосновался в Чернигове.

Родился Изяслав Ярославич.

Мстислав очевидно был воином. Отказ киевлян принять Мстислава явно был выбором между деятельностной ориентацией на войну или на торговлю.

Видимо, указанные события захватывают и следующий год.

1025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год пропущен.

 

1026

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6534 (1026). Ярослав собрал большое войско, пришел в Киев и заключил мир с Мстиславом у Городца, разделив Русскую землю по Днепру. В стране установился мир.

 

1027

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6535 (1027).  У Ярослава родился третий сын - Святослав.

 

 

Восьмой цикл     Пятый цикл

 

На главную

Rambler's Top100