Проект «Социум как адаптационная система»
Мне кажется, россияне просто ненавидят
тех, кто заставляет их работать. А вам?
Люди
Чего хочет обычный человек?
Есть, пить, спать.
Иметь брачную пару. Возможно, детей.
Крышу над головой и чувство большей или меньшей защищенности.
В меру двигаться и развлекаться. Ну, чтобы не было скучно.
Желание работать человеку от рождения не дано.
Работа, то есть систематическая трата времени и сил на делание чего-то,
что прямо не связанно с удовлетворением простейших потребностей, - атрибут человеческой
социальной жизни.
В более широком смысле - культуры людей.
Стремление работать, физически или интеллектуально, заводить сложные
долговременные проекты должно быть в человеке воспитано.
Но у социокультурных потребностей есть специфика.
Те желания, которые прививаются искусственно, а не даются от природы, от
рождения, не могут удержаться в людях без внешних поощрения и санкций.
Труд должен вознаграждаться.
Безделье - наказываться.
Социум
В современном обществе существует сложная система разделения труда.
Труд делится на физический и интеллектуальный. Это по горизонтали.
Такое деление только кажется очевидным.
Есть большое количество людей, которые интеллектуальный труд не признают.
Не считают трудом.
Это как в том диалоге:
"- Я, например, кузнец. А ты что делаешь?
- Книжки пишу?
- Книжки? Да, книжки это хорошо. Писатель, значит? Знаем… Ну, а
делаешь-то что, где работаешь?".
По вертикали труд делится на продуктивный и управленческий.
В некоторых областях деятельности управленческая функция не вполне
отделилась от продуктивной.
Но в социуме, в государстве это произошло.
Соответственно, есть группа управленцев, которая никаким производительным
трудом не занимается.
Она управляет - трудом других, отношениями других, материальными
ресурсами социума.
Поскольку эта группа осуществляет саму важную общественную функцию -
управления, постольку она материально живет лучше среднего гражданина социума.
Кроме того, эта группа имеет в личной собственности значительную часть
общественного богатства.
Связано это не только с тем, что правящая элита является жадной и
захватывает все, до чего может дотянуться.
Основная причина существования частной собственности в другом.
Сегодня нет другого механизма защиты человека от социума, кроме частной
собственности.
Кроме того, нет иного способа организации саморазвивающейся
торгово-экономической деятельности. Только сосредоточение ресурсов в руках
одного предпринимателя или группы предпринимателей дает им возможность
организовать труд других людей. А частная собственность заставляет их отвечать
за результат деятельности своим богатством и благополучием.
Проблемы
системы
Во-первых, в обществе остается большое количество людей, в которых
потребность в труде воспитана не была.
Для них вся управленческая верхушка, вся властная элита представляется
группой негодяев, которые заставляют их работать.
Все, о чем мечтает эта группа - уничтожить власть, уничтожить элиту и
любое принуждение.
Потому что трудятся они только из-под палки, по принуждению.
Поскольку это люди в основном малообразованные и малокультурные, они не
понимают, что такое разделение труда.
Они не понимают, откуда в магазинах берется изобилие продуктов.
Они не понимают, почем вместо того, чтобы взять с полки магазина еду,
когда хочется есть, они должны где-то работать за какие-то бумажки, а потом
обменивать эти бумажки на еду. С их точки зрения эти бумажки, деньги - злая
выдумка, инструмент порабощения и принуждения.
Эти люди не понимают не только смысла частной собственности, особенно
чужой частной собственности.
Они не понимают управленческого труда.
Они также не видят необходимости в интеллектуальном труде.
Поэтому такие люди хотят сноса всего неконкретного - интеллектуалов,
собственников, управленцев.
То есть дармоедов-интеллектуалов и эксплуататоров-управленцев.
Социальная активность этой массы может привести только к одному - к
уничтожению социума.
Во-вторых, в обществе существует большое количество людей, которые готовы
трудиться, но не уверены в правильном распределении ресурсов общества.
И в необходимости группировать значительные ресурсы в руках отдельных
людей на правах частной собственности.
Эти люди не готовы разрушить существующее разделение труда вообще, но
готовы скорректировать его характер. И механизмы обеспечения.
Здесь есть утописты, мечтающие о принципиально новой системе отношений
между управляющей и продуктивной деятельностью.
И есть реалисты, выражающие здоровые тенденции социального развития.
В-третьих, во властной элите существует не работающая часть этой элиты.
Обычно это члены семьи, пользующиеся положением, достигнутыми главой семьи.
Часто - наследники ресурсов, приобретенных предыдущим управленческим
трудом.
И с существованием этой группы та часть общества, которая не относится к
управленческой элите, мириться не хочет в принципе.
В то же время сама эта группа старается вывести попавшие в ее
распоряжение материальные ресурсы из под контроля социума.
Что не добавляет управленческой группе популярности.
Россия
Так вот скажите мне, что движет современными протестантами в нашей
стране?
Непонимание сложностей разделения труда в современном обществе?
Природная дикость и анархизм, элементарное нежелание работать?
Утопизм?
Справедливое желание оптимизировать распределение собственности и
материальны ресурсов социума?
Ненависть к паразитирующей части управленческой верхушки?
14 марта 2013 в 16:00.