Проект «Социум как адаптационная система»
Биология, требования группы или
культура - что определяет наши потребности?
Разговариваем, разговариваем. И вдруг обнаруживается путаница.
Между тем все довольно просто.
В человеке есть биологическое начало. Есть культурное. А есть социальное.
К несчастью, не всегда легко разобрать, где что.
Биологическое начало нам наиболее понятно.
Пить, есть, спать, заниматься сексом, рожать детей - это все биология.
Есть и другие, менее очевидные, но все же биологические потребности.
Глаза хотят смены зрительных ощущений.
Руки - манипулировать предметами.
Уши - слышать и слушать.
Тело требует движений и действия.
Мозг хочет обрабатывать впечатления и думать. Правда, не у всех. Но у
очень и очень многих.
Независимо от того, признаем ли мы наше происхождение от обезъяноподобного
предка, или считаем, что нас создал бог, биологическое в человеке нами
признается.
Некоторые считают, что биологическое, или животное, начало - это плохо.
Некоторые исходят из противоположной идеи: "Что естественно, то не
безобразно".
В общем, тут есть о чем поспорить.
Особенно, если вдруг появляется предположение, что некоторые наши высшие
достижения, например, в искусстве, обусловлены не столько тягой человека к
чистому творчеству, сколько желанием красиво выглядеть в глазах лиц
противоположного пола.
Самец птицы-шалашника строит тщательно украшенный домик, в котором потом
никто не живет.
Самец человека пишет картину, которую затем выставляют в музее. Или
хранят в запасниках. Нельзя сказать, что это самая необходимая в хозяйстве
вещь. Но женщинам нравится.
Наука "этология" преподносит много сюрпризов.
Конечно, не все в человеке - биология.
Есть, например, не только природный, есть еще социальный мир.
Человек - существо коллективное. Он общается. Он образует группы, для
деятельности и для жизни.
Со своей структурой, иерархией. С обязательными правилами для членов
сообщества.
Это - социум, мир общения, социальных отношения.
Если есть мир и зависимость от этого мира, обязательно возникают
соответствующие потребности.
Человек хочет соответствовать ожиданиям группы.
Кроме того, человек хочет, чтобы против него не применялись санкции. А
это часто случается в разных группах по самым разным поводам.
Не так сел - санкция. Пропустил мероприятие - наказание. Убил зверя -
поощрение или наказание, смотря какого, где, когда, то есть в какую эпоху. Не
родил ребенка - осуждение. И т.д.
Всех вариантов не перечислишь.
Социум, социальный мир - это внешнее принуждение и потребности, связанные
с тем, чтобы к этому принуждению приспособиться.
Потребность в социальном статусе. В социальном месте. Потребность в
адекватной социальной роли. И т.д.
Однако есть еще внутреннее принуждение, которое живет в каждом человеке.
И это принуждение - культура.
Культура - это представления, убеждения, ценности, поведенческие
стереотипы.
Культура не предполагает внешних санкций. Культурный человек наказывает
себя сам.
У него болит душа. Или говорит совесть.
Довольно часто культурные установки вступают в противоречие и с
биологическими потребностями, и с требованиями социума.
Но это противоречие в рамках глобальной зависимости.
Культура связана с биологией человека, потому что по происхождению
культура - это разные варианты реализации биологических потребностей.
Культура связана с социальным миром, потому что в большинстве случаев
культурные традиции однажды были приняты социумом в качестве обязательных или
желательных.
Затем социальные нормы изменились, но осталась память. Довольно часто -
остались группы, которые придерживаются старых социальных норм.
Культура - это опыт человечества, в том числе социальный.
Иногда различить, где культура, а где социальное требование, бывает
довольно сложно.
Потому что социумы, макросоциум (государство) или малые социальные группы
(семья, трудовой коллектив, компания), часто требуют от человека определенной
поведенческой культуры.
И наказывает за отказ выполнять эти требования.
Социум всегда берет на себя роль проводника определенной культурной
традиции.
Но, так или иначе, это три разных, автономных мира.
Мир природы, социальный мир и мир культуры.
А человек довольно сложен в своих мотивах и поведенческих актах.
Но разобраться можно во всем.
Особенно если у вас сильно развита биологическая потребность в
мыслительной деятельности.
23 января 2013 в 22:00.